Введение:
Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов.
Проблема разработки теоретических основ регулирования гражданских правоотношений всегда остро стояла перед юридической наукой. Развитие теории гражданского права требует своевременного переосмысления ряда категорий, выхода на новый уровень исследований. Речь идет, в частности, о проблеме сущности основных начал гражданско-правового регулирования и их взаимообусловленности и связи с иными правовыми явлениями.
В период перехода к рыночной экономике в гражданских и торговых отношениях постоянно происходят изменения. Законодательство не успевает обновляться, вследствие чего часто возникают несоответствия между теорией и практикой. Для восполнения пробелов и государство, и участники отношений используют различные меры. С указанной целью принимаются правовые акты, издаваемые исполнительной федеральной властью. Это указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, а также многочисленные ведомственные нормативные правовые акты. Все более значительную роль в этой области играют судебные разъяснения. Мнение о большом влиянии на формирование условий договоров актов обязательного (нормативного) толкования законодательства, принимаемых высшими судебными органами, высказывал, в частности, Е. А. Суханов.
Принятием третьей части Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) фактически завершилась кодификация гражданского законодательства. Однако лишь третья часть вступила в силу сравнительно недавно - основной корпус ГК РФ действует почти десять лет. Длительный срок успешного правоприменения - не только повод для гордости, но и причина возникновения новых проблем, от решения которых зависит целостность всей системы источников гражданского права и в конечном итоге - стабильность оборота.
За прошедшие годы о ГК РФ сказано немало добрых слов. Не избежал Кодекс и критики. Есть и ряд объективных свидетельств того, что ГК РФ, как говорят, "состоялся", оказался соответствующим принципам нового экономического строя и стал основой и ядром системы нового гражданского законодательства России. Это и миллионы успешно вынесенных по его правилам судебных решений, и сложившаяся практика его применения, закрепленная в постановлениях пленумов высших судебных инстанций (ВАС РФ и ВС РФ), и созданные на основе ГК РФ авторитетные стабильные учебники и многое другое. Особо надо упомянуть о том, что число изменений ГК РФ за эти годы крайне невелико, число самостоятельных поправок в ГК РФ не превышает 20, в то время как не менее ста законопроектов с предложениями изменить те или иные нормы ГК РФ так и не стали законами, в том числе в результате вето Президента России.
Глава 3:
Хорошо известно, что первоначально ГК РФ планировался состоящим не из шести, а из семи разделов. В качестве еще одного раздела (сначала V, а потом VII, составляющего самостоятельную четвертую часть Кодекса) в ГК РФ должны были войти нормы о праве интеллектуальной собственности.
Работа над этим разделом продолжалась несколько лет, и основные ее результаты широко обсуждались и публиковались. Важнейшие цели, которые имели в виду авторы кодификации права интеллектуальной собственности в рамках ГК РФ, заключаются в следующем:
- привести в единую систему разбросанные по многим законам нормы о разных правах на разные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (об авторских, смежных, патентных правах, правах на товарные знаки и др.) и устранить случайные расхождения между этими нормами;
- устранить всякие сомнения по поводу того, что право интеллектуальной собственности является правом гражданским, и сделать очевидным применение к отношениям в этой сфере общих положений ГК РФ;
- на основе кодификации всех норм о правах на разные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации включить в ГК РФ некоторые общие для всех них правила .
Последняя задача представляется особенно важной. Хорошо известно, что право интеллектуальной собственности развивалось и развивается фрагментарно, часто двигаясь в своем развитии по необычному пути от неполных и компромиссных по сути международных договоров к связанным этими договорами тоже не всегда совершенным национальным законам. Между тем вся история гражданского права свидетельствует о его развитии от частного к общему, и даже слабая попытка создать в рамках национальной правовой системы некоторые общие для всех видов интеллектуальной собственности правила могла бы стать хорошим катализатором развития этой актуальной и динамичной части современного гражданского права .
Но это, конечно, не решает проблемы, которая приобретает все более острый практический характер. Права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации товаров, работ и услуг становятся предметами весьма оживленного и разнообразного торгового оборота. Между тем в соответствующих законах нет сколько-нибудь подробных норм о сделках по поводу таких прав - о договорах их полной продажи, передачи в пользование на различных лицензионных условиях, создании по заказу и т.д.
Заключение:
Система государственного регулирования экономических отношений должна сочетать в себе элементы частного и публичного права, причем сочетать их в таком виде, чтобы публичное право не препятствовало реализации и применению принципов, положений частного права.
ГК РФ содержит развернутую регламентацию всех важнейших отношений и институтов гражданского права, характерных для рыночной экономики, и называет в своих статьях около 30 основных федеральных законов в области гражданского права, которые подлежат разработке и изданию. Ряд таких законов уже принят: это Федеральные законы "Об акционерных обществах" (1995) , "Об актах гражданского состояния" (1997), "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (1997) , "Об обществах с ограниченной ответственностью" (1998) , "О несостоятельности (банкротстве)" (2002), "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (1998), Воздушный кодекс (1997), Транспортный устав железных дорог (1998).
В настоящее время достигнута известная полнота регулирования деятельности некоммерческих организаций с принятием Федеральных законов "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях" и другие.
Представленная в ГК РФ система институтов и норм частного права отражает также и специфику регулирования предпринимательских отношений и применения к ним общегражданских институтов и норм. В ГК названы основные законы в области предпринимательской деятельности, подлежащие принятию, некоторые из которых уже изданы.
Часть третья ГК РФ, которая включает наследственное право и основные нормы международного частного права, в складывающуюся законодательную систему гражданского права Российской Федерации существенных коррективов не внесла и лишь завершает ее создание.
В целом создаваемая в России система гражданского законодательства традиционна (ГК имеются в большинстве современных государств), учитывает исторический опыт России и является понятной и простой. В ст. 3 ГК РФ закреплен принцип иерархии гражданского законодательства, что должно обеспечивать единство и согласованность норм ГК, издаваемых на его основе и в его развитие законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Существенно менять эту систему, во всяком случае в ближайшие годы, нет никаких оснований.
В условиях, когда создание в России сложной системы гражданского законодательства в основном завершено, задачи его совершенствования приобрели новые черты и требуют новых путей решения. Возникающие при его применении проблемы и трудности не могут быть разрешены или устранены изменением какой-то одной нормы либо уточнением соотношения двух законов. Возникают своего рода сложные "узлы" противоречий, неясностей и вопросов, в которые вовлечены многие десятки гражданско-правовых норм целого ряда разных законов.