Гражданское право является юридической формой экономичес¬ких отношений. Оно не только дает форму базисным явлениям, так как имеет дело с отношениями производства, распределения, обмена и потребления, получающими отражение в волевых отношениях, но и ищет новые формы для этих развивающихся явлений.
Под гражданским правом понимают: 1) отрасль права как систему норм; 2) гражданское законодательство как систему нормативных актов; 3) науку как систему знаний о гражданско-правовых явлениях (в статике) и как деятельность по производству новых знаний (в ди¬намике); 4) учебный курс как систему информации о гражданско-пра¬вовых знаниях.
Как и любое общественное явление, право имеет определенные формы своего выражения. Под формой права в самом широком смыс¬ле (правовая форма) понимается нормативный характер права как рав¬ного масштаба, применяемого к участникам общественных отношений. В таком понимании право является исторически обусловленной фор¬мой организации общественных отношений. В этом аспекте право вы¬ступает в качестве формы определенных экономических отношений и социальных интересов, которые рассматриваются как содержание права.
Предмет гражданского права — основанные на равенстве, автоно¬мии воли и имущественной самостоятельности участников, а в случа¬ях, прямо предусмотренных действующим законодательством, и на властном подчинении одной стороны другой имущественные отноше¬ния, а также основанные на равенстве, автономии воли и имуществен¬ной самостоятельности участников, связанные с имущественными личные неимущественные отношения, и личные неимущественные от¬ношения, не связанные с имущественными, если иное не вытекает из сути этих отношений.
Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы. Согласно теории права, Конституции РФ (в первую очередь, п. «о» ст. 71) и ГК РФ различают следующие источники отечествен¬ного гражданского права:
2.4. Иные федеральные законы (гражданское законодательство)
Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс.
Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Часть из этих законов, главным образом о статусе отдельных юридических лиц, уже принята, а часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом. Кодекс существенно повысил роль законов в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам.
Тем самым, во-первых, исключено, по крайней мере на будущее время, регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.
По мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.
Библиография
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, 1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Ч.1.//"Российская газета" 1994 г. 8 декабря,
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Ч.2 // "Российская газета" 1996 г. 6, 7, 8 февраля.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 1 марта 2002 г. N 14-ФЗ. Ч.3 // "Российская газета" 2002 г.15,16,17 февраля.
5. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.
6. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
7. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994 № 8. Ст. 801
8. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
9. Федеральный закон РФ oт 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбит¬раже» // ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1240.
10 Федеральный закон РФ от08.07.99 №138-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский Кодекс РФ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99).
11.Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной влас¬ти» // СЗ РФ. 1996 № 22. Ст. 2663.
12. Указ Президента РФ от 10.06.94 №1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»
13 Распоряжение Правительства РФ от 11 октября 1994 г. № 1622-р «О приведении нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией, законами РФ и правовыми актами Президента и Прави¬тельства» //СЗ РФ. 1994 № 25. Ст. 2720.
14. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, введенное в действие письмом ЦБ РФ от 9 июля 1992 г. № 14 (с доп. и изм.) // ВВАС РФ. 1993.