Введение:
Малое и среднее предпринимательство России - бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия и получившее правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого и среднего предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Однако практика показала, что государственная поддержка малых предприятий носит, в основном, декларативный характер и это привело к многолетней стагнации в развитии этого сектора экономики, доказавшего свою жизнеспособность, обеспечивая средствами к существованию примерно 30 миллионам граждан России и фактически ликвидировав дефицит многих товаров и услуг.
Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринимательства.
Глава 3:
В Московской области с 1994 г в качестве одной из форм государственной финансовой поддержки реализуется программа предоставления поручительств, которая обеспечивает доступ малых предприятий к финансовым ресурсам коммерческих банков, позволяет увеличивать объем кредитования на сумму предоставляемого поручительства, а также снизить для малого предприятия стоимость получаемого кредита (ниже риск, ниже процентная ставка). Поручительства с использованием средств областного бюджета предоставляются только по тем проектам, в которых доля участия предпринимателя собственными средствами составляет не менее 30 процентов от стоимости проекта, а также поручительства не могут превышать 50 % от основной суммы кредита, что обеспечивает распределение риска и ответственности между всеми участниками отношений – кредитором, заёмщиком и поручителем.
Для повышения эффективности применения этого механизма Правительством Московской области и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства создана некоммерческая организация в форме фонда “Московский фонд поддержки малого предпринимательства”. Основной целью Фонда является оказание финансовой поддержки малому бизнесу с использованием различных инструментов, в том числе и предоставление поручительств. Областной Фонд намерен строить свою работу с опорой на сеть муниципальных фондов (сейчас их 20).
Одной из причин, затрудняющих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, является высокий уровень процентной ставки по банковским кредитам, который даже при создании системы государственных гарантий может быть непосилен отдельным категориям субъектов малого предпринимательства. Для этих предприятий может быть использован такой способ государственной поддержки, как субсидирование процентной ставки по получаемым ими банковским кредитам. При использовании этой схемы малое предприятие, получив кредит в коммерческом банке на рыночных условиях, имеет право на получение компенсации части процентной ставки за счёт средств бюджета или фонда поддержки малого предпринимательства.
В настоящее время эта схема в Московской области не применяется. Такой механизм, на наш взгляд, должен использоваться для поддержки ограниченного круга проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития области
Заключение:
В дипломной работе были рассмотрены проблемы развития малых предприятий в России на современном этапе на материалах РФ И Московской области.
В заключение стоит отметить, что в настоящее время в вопросах функционирования малых предприятий остается немало нерешенных проблем.
В скором времени должны быть решены задачи: - формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой и судебной защиты субъектам малого предпринимательства на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; - финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства; - формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов; - повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.