Введение:
С 1 января 2008 года вступили в силу основные положения нового Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон), создающий новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Современная государственная политика признает малое предпринимательство важнейшим элементом выхода страны из кризиса и стремится оптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства.
Одним из основных направлений Президента РФ Д.А.Медведева во внутренней политике страны является создания необходимых благоприятных условий для развития малого бизнеса. Но с наступившем финансовым, а затем и экономическим кризисом возникли угрожающие обстоятельства для всей экономики в целом. У государства появились более важные задачи, в первую очередь спасение крупного бизнеса, само собой, проблема малого бизнеса была отодвинута на второй план. В действительности малый бизнес от этого не перестает быть менее актуальным, напротив, в какой то мере именно малый бизнес поможет государству выйти из затруднительной экономической ситуации. Качества, которыми обладают данные субъекты такие как гибкость, мобильность и инновационная восприимчивость, позволяют быстро реагировать на внешние изменения, это в свою очередь поможет в будущем встроиться в новую экономическую структуру. Поэтому возрождение экономики России в будущий посткризисное время невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
В системе экономических и социальных отношений большинства государств, в том числе и в России, малое и среднее предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции.
Согласно статистическим данным, количество малых предприятий в России за последние годы по состоянию на 1 января 2010 года составило: в 2005 г. - 882,3 тыс., в 2006 г. - 890,9 тыс., в 2007 г. - 894,6 тыс., в 2008 г. - 953,1 тыс. и в 2009 г. - 979,3 тыс., что свидетельствует о росте численности субъектов малого предпринимательства на 5 - 10% ежегодно.
Количество человек, работающих в малом бизнесе, составило около 20% от общей численности занятых в экономике. Устойчиво растет оборот малых предприятий по видам деятельности, наиболее высокие темпы роста производства - в основных отраслях, таких как промышленность, строительство, торговля и общественное питание. Наращивается производственный потенциал малого бизнеса. Доля продукции малых предприятий в валовом региональном продукте в 2009 г. составила 16,5% (в 2008 г. - 12,9 %).
Малое и среднее предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают существенное воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции. Наконец, благодаря данному виду предпринимательства начал формироваться так называемый средний класс, были накоплены стартовые капиталы. В российской экономике малое предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией населения к основам рыночного хозяйствования. Поэтому государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса посредством создания адекватной нормативно-правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровне, специальных федеральных, региональных, муниципальных программ развития малого бизнеса является важнейшим стимулирующим фактором существования малых и средних предприятий в условиях кризиса.
Глава 3:
Важно обратить внимание на позицию и принципы подхода к налогообложению малого бизнеса, из которых выделяются два направления.
Первое - применять по отношению к малым предприятиям только экономически обоснованные и более низкие по сравнению с действующими сегодня налоги, исчисление которых не требует ведения полномасштабного бухгалтерского учета и отчетности - это единый налог на вмененный доход и налог, уплачиваемый по упрощенной системе.
Второе - предприниматель должен иметь возможность выбора между системами налогообложения, а также выбор налогооблагаемой базы, естественно, в рамках Налогового кодекса.
И еще одна вступления в ВТО, и надо предусмотреть меры для защиты малого бизнес от возможных негативных последствий. Не лишним будет разобраться и с последствиями, которые могут быть порождены для малого бизнеса грядущим повышением тарифов на 38 процентов на электроэнергию, на 20 процентов на газ.
Минэкономразвития разработало и активно осуществляет меры по антикризисной поддержке малого бизнеса. МЭР является «головным исполнителем» по данному направлению антикризисного плана правительства.
В частности, введено обязательное проведение всеми государственными и муниципальными заказчиками специальных торгов с участием исключительно субъектов малого предпринимательства, существенно расширена номенклатура продукции, закупаемой у малого бизнеса путем проведения специальных торгов, установлен приоритет закупок отечественных товаров.
Важной антикризисной мерой стал пакет принятых законов о проверках. С 1 июля 2009 года в 13 самых массовых видах деятельности от услуг общественного питания до производства обуви новое дело можно будет начать, отправив уведомление, а внеплановые проверки малого бизнеса станут возможными только с согласия прокурора.
Уже вступил в силу закон, предусматривающий сокращение полномочий милиции при проведении проверок и исключающий возможность осуществления органами внутренних дел полномочий по проверке предпринимателей вне рамок административного и уголовного процессов.
В этом году МЭРу предстоит реализовать принятые решения по сокращению административных барьеров, наладить мониторинг эффективности принятого закона о проверках. Также должны внесены поправки в КоАП в части сокращения полномочий милиции по составлению протоколов по 32 составам административных правонарушений, поработать над выявлением отраслевых административных барьеров.
Кроме того, Минэкономразвития предстоит вместе с регионами реализовать модернизированную программу поддержки малого бизнеса, увеличенную до 10,5 млрд. рублей.
При активном участии Минэкономразвития разработаны новые правила предоставления кредитов малому бизнесу через Банк развития, причем объем выделяемых средств увеличен до 30 млрд. рублей. При этом кардинально изменена схема финансирования - от двухуровневой системы кредитования перейдем к рефинансированию портфелей кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства на основе стандартизации кредитов. Это в будущем позволит создать условия для рефинансирования этих кредитов Центральным Банком.
Важным решением стало одобрение Программы развития конкуренции, которая кроме общесистемных мер включает конкретные действия на конкретных рынках.
Когда идет речь о собственности малого бизнеса, здесь как раз возникает риск рейдерских захватов. То есть малый бизнес становится очень привлекательным для рейдеров, потому что у них появляется собственность, недвижимость. Здесь необходимо защитить малый бизнес, потому что он, очевидно, может столкнуться с таким риском.
Поэтому хотелось бы об этом специально сказать несколько слов, с чем это может быть связано. Часто рейдеры пользуются и тем, что малый бизнес не защищён юридически. Когда он создаётся, у малого бизнеса не всегда есть возможности при подготовке своих документов привлекать квалифицированных юристов, этим часто пользуются. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы у малого бизнеса были возможности (необременительные для него) иметь профессиональных советников, специалистов в области юриспруденции.
Заключение:
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Очевидно, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: пока еще несовершенное законодательство бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь до сих пор происходит монолог со стороны государства (несмотря на тенденцию по либерализации малого бизнеса), которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Малый бизнес замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Как было сказано Президентом, - «Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.
В результате можно сказать, что существует порочный круг: с одной стороны, из бизнеса тянут деньги всякими незаконными способами, а сам бизнес коррумпирует правоохранительные органы.