Введение:
В течение XX столетия сочетание рынка и государства принимало разнообразные формы. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В том числе, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на качество и темпы экономического роста, что подтверждают специальные исследования. В последующем роль науки и образования в экономическом развитии будет, судя по всему, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, которые оказывают огромное влияние на производительность труда и состояние рабочей силы, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность. Актуальность рассмотрения данной темы определяется этими факторами [6].
Роль государства усиливается зависит чрезвычайно возросшей социально-организационной сложности современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Этот фактор называется - «институциональная ригидность», который проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Нынешняя экономика в значительной мере утратила свою гибкость, которая была присуща раннему капитализму. Предпринимательство – очень важный элемент современного рыночного механизма, без которого рыночная экономика просто не будет эффективно работать.
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы функционирования государственного регулирования экономики, формы и пути его обеспечения.
Цель курсовой работы – показать, какую роль играет государственное регулирование предпринимательства, рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Глава 3:
Среди полномочий законодательного (представительного) органа го¬сударственной власти субъекта РФ Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ называет:
- утверждение бюджета субъекта РФ и отчета о его исполнении;
- утверждение программ социально-экономического развития субъек¬т а РФ;
- установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ве¬дению субъекта РФ, а также порядка их взимания;
- установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ и товариществ;
- утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ;
- осуществление, наряду с другими, уполномоченными на то органами, контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.
В соответствующих нормативных правовых актах субъектов РФ опре¬деляется механизм взаимодействия органов государственной власти субъ¬ектов РФ при осуществлении государственного регулирования региональ¬ной экономики. Так, в соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2001 г. № 34 «О государственных целевых программах в городе Москве»1 городские долгосрочные целевые программы утверждаются законами го¬рода Москвы. Законопроекты об утверждении городских долгосрочных целевых программ рассматриваются Правительством Москвы и представ¬ляются в Московскую городскую Думу Мэром Москвы. Городские сред¬несрочные целевые программы принимаются Правительством Москвы. Мэр Москвы по своей инициативе может вносить отдельные городские
среднесрочные программы в Московскую городскую Думу для утвержде¬ния постановлениями Думы. В целях организации выполнения городских целевых программ и координации действий участников выполнения про¬грамм Правительством Москвы утверждаются государственные заказчи¬ки городских целевых программ.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по госу¬дарственному регулированию конкретных сфер экономики определяют¬ся многими федеральными законами, посвященными регулированию со¬ответствующих сфер экономики. Так, в соответствии со ст. 8 Федераль¬ного закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 22 июля 2005 г.) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности относятся:
- проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федератив-ных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ — с ор¬ганами государственной власти иностранных государств;
- содержание своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, кото¬рый Правительство РФ наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности (в настоящее время таким органом является Минэкономразвития России), и МИД России;
- открытие представительства в иностранных государствах в целях реа¬лизации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством РФ;
- осуществление формирования и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности;
- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на терри¬тории субъекта РФ;
- создание страховых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ.
В случае если разрабатываются предложения, касающиеся торговой политики РФ, государственного регулирования внешнеторговой деятель¬ности, заключения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, и при этом затрагиваются ин¬тересы субъектов РФ, то разработка указанных предложений осуществля¬ется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъ¬ектов РФ [8].
Заключение:
Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот “вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.
Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.
И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в России.
1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
2. Нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;
3. Развитие прогрессивных финансовых технологий;
4. Научно - методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
5. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-техническихразработок новых технологий;
6. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;