Введение
Актуальность исследования. В результате постоянной реорганизации системы государственного управления и системы органов исполнительной власти в Российской Федерации в течение последних десяти лет появились основания говорить о том, что имеет место перераспределение государственно-управленческих функций: "происходит сокращение объектов непосредственного государственного управления и усиливается тенденция государственного регулирования". Значение государственного регулирования достаточно заметно возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики. В настоящее время Конституция РФ исключает возможность напрямую использовать метод прямого администрирования в экономической сфере (прежде всего, в сфере предпринимательской деятельности, подчеркивая свободу ее осуществления), но в то же время не отрицает возможность использования государственного регулирования путем выработки единой государственной политики, установления порядка осуществления контроля и надзора в этой области, а также с помощью иных методов.
Таким образом, на законодательном уровне произошел переход в области управления экономикой - от прямого администрирования - к государственному административному регулированию. В настоящее время государство, регулируя экономику, само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, оно только по необходимости организует в лице соответствующих органов эти процессы: издает нормативные акты в области экономики (законодательная власть), организует исполнение (исполнительная власть), разрешает предпринимательские споры (судебная власть).
Как отмечал Г.В. Атаманчук, «комплекс свойств управляемых объектов, особенно таких, как самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем развитее управляемые объекты, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть "мягче" и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера».
Начиная с момента принятия Части 1 Гражданского кодекса РФ, особую важность приобрела необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, причем не только граждан, но и таких легальных образований, выступающих в качестве объектов управления как юридические лица. В праве советского периода в рамках института юридического лица, в основном, существовали организации, учреждавшиеся государством. Соответственно, государство в лице своих органов осуществляло управление данными юридическими лицами как в области определения основных направлений их деятельности, так и в области распоряжения имуществом этих организаций (что естественно, так как это имущество находилось в государственной собственности, а самому лицу предоставлялось на праве, отличном от права собственности (ограниченном).
В связи с появлением предоставленной на законодательном уровне возможности создавать такого рода легальные конструкции (юридические лица) иным субъектам права (гражданам - физическим лицам), а также предоставления им права осуществлять предпринимательскую деятельность, изменилась как сама направленность, так и реальное выражение государственного регулирования в области предпринимательской деятельности юридических лиц.
Таким образом, нельзя не отметить актуальность избранной темы, в связи с нижеследующим:
1. Существует объективная необходимость исследования изменившегося содержания государственного регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц, в связи с изменением самих объектов управления, а также сущности такого объекта административного права, одновременно являющегося и его субъектом, как юридическое лицо.
2. Также необходимо определиться, насколько существующий уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц достаточен в современных условиях для достижения целей, установленных государством в рамках такого регулирования, в каком объеме государство должно осуществлять свое регулирующее воздействие в сфере предпринимательской деятельности юридических лиц для достижения вышеуказанных целей.
3. Кроме того, в рамках настоящего исследования необходимо ответить на немаловажный вопрос - насколько развиты сами юридические лица как объекты (субъекты) административного права, каким образом проявляются их свойства и насколько их деятельность нуждается в государственном регулировании.
Различные аспекты проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц всегда служили объектом внимания со стороны представителей различных отраслей науки - экономической, гражданско-правовой, административно-правовой и т.п. В то же время, большинство научных исследований в этой области относятся к советскому периоду и посвящены, в основном, разработке содержания понятия статуса юридического лица в административном и гражданском праве, а также в исследовании сущности функций государственных органов при осуществлении государственного управления организационно подчиненными им юридическими лицами (например, труды Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Бачило И.Л., Венедиктова А.В., Демина А.В., Лаптева В.В., Козлова Ю.М., Мицкевич Л.А., Ноздрачева АН., Попова ЛЛ., Салищевой Н.Г., Тихомирова ЮА., Хазанова С.Д, Хаманевой Н.Ю., и других). Что касается настоящего времени, то для него характерно отсутствие комплексных исследований по проблемам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц в Российской Федерации. В основном, преобладают научные публикации, которые посвящены анализу отдельных аспектов административно-правового регулирования экономики в целом или же проблема государственного регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц рассматривается с точки зрения предпринимательского и гражданского права.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации до сих пор не сформирована единая система понятий, с помощью которой можно было бы обеспечить единообразие в понимании форм административно-правового регулирования экономики, а также предпринимательской деятельности юридических лиц.
В различных нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе в федеральных законах, принятых для урегулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности (в том числе юридическими лицами) в отдельных областях, до сих пор отсутствует единообразное применение и подход к соотношению терминов «государственное управление» и «государственное регулирование». Эта проблема напрямую имеет отношение к административно-правовому регулированию предпринимательской деятельности, и, в частности, предпринимательской деятельности юридических лиц.
Целью настоящей работы является исследование организационно-правовых основ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц. Достижение поставленной цели предполагает попытку решения следующих задач:
- определить принципы и задачи государственного контроля и надзора,
- выделить объекты и субъекты, а также инструменты государственного контроля,
- исследовать развитие системы государственного контроля в сфере предпринимательства в России,
- проанализировать порядок взаимодействия государства и предпринимательства за рубежом,
- структурировать нормативное регулирование предпринимательской деятельности в современной России,
- провести анализ путей повышения эффективности государственного контроля,
- сформулировать методы и инструменты оптимизирующие систему государственного контроля.
Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе являются общественные отношения и совокупность правовых норм, которые связаны с реализацией функций исполнительной власти в сфере экономики. В свою очередь, предметом исследования являются общественные отношения, которые возникают между органами исполнительной власти, а также их должностными лицами и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в связи с административно-правовым регулированием в данной области.
Методологическая основа исследования. При осуществлении исследования использовались общенаучные методы, в том числе исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительного правоведения. В связи с особенностями исследуемых в настоящей выпускной квалификационной работе вопросов, многие положения раскрываются в качестве междисциплинарных. Поэтому в настоящей работе используется ряд разработок общей теории государства и права, экономической теории, теории государственного управления, предпринимательского и гражданского права. Границы исследования, тем не менее, определяются его общей административно-правовой направленностью. Работа выполнена на основе действующего административного и гражданского законодательства, а также иных нормативных правовых актов, как федеральных, так и субъектов РФ.
В качестве теоретической основы при написании настоящей диссертации использованы труды видных российских ученых-юристов: Братусь С.Н., Венедиктова А.В., Григорьева Б.В., Гримм Д.Д., Калмыкова Ю.Х., Козлова Ю.М., Коркунова Н.М., Курбатова А.Я., Лаптева В.В., Манохина В.М., Попандопуло В.Ф., Попова Л.Л., Тихомирова Ю.А., Якимова В.Ю. и других.
Сокращение контрольных и административных функций государства, предварительная экспертиза и периодический анализ мер регулирующего воздействия явятся стимулом для развития предпринимательства в стране
Предложенная схема процесса государственного регулирования нацелена на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в условиях окончания перехода к рыночной экономике. Главным итогом внедрения указанной схемы должны стать уменьшение количества регулирующих мер, их прозрачность и результативность.
Основным критерием оценки предложенной схемы регулирующего воздействия должен стать критерий результативности, проявляющийся в достижении либо недостижении намеченных целей государственного воздействия. Именно этот критерий наиболее объективно характеризует процесс государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Постепенное совершенствование механизма государственного регулирования позволит уменьшить издержки предпринимателей на организацию и ведение предпринимательской деятельности и сократить количество неэффективных решений со стороны государства.