Введение:
Актуальность темы исследования. Борьба с контрабандой является одной из самых острых проблем мирового сообщества. Россия не является в этом отношении исключением. Более того, в современных условиях развития нашей страны, где теневая экономика стимулирует ежегодный прирост пре-ступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, наиболее актуаль-ными проблемами остаются незаконные импортно-экспортные операции с сырьевыми ресурсами, вывоз из России за границу стратегического сырья, валютных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей. Эти пра-вонарушения наносят серьезный урон экономической безопасности страны. Одним из наиболее общественно опасных преступлений такого рода является контрабанда.
В «наследство» России достались многие не решенные ранее вопросы борьбы с контрабандой и, кроме того, появились новые, требующие незамед-лительного разрешения. Вот их неполный перечень: высокий уровень кор-рупции, нестабильность таможенного законодательства, «прозрачность» границ в СНГ, появление новых видов контрабанды, создание организован-ных, устойчивых групп и т.д. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.
Глава 3:
Логическим завершением уголовно-правовой характеристики состава преступления, предусмотренного ст.188 УК РФ, является рассмотрение во-проса о соотношении контрабанды и смежных с ней составов преступлений. Вопросы соотношения контрабанды с другими преступлениями давно при-влекают внимание исследователей, но, несмотря на значительный объем ли-тературы, многие ее аспекты до сих пор остаются не разрешенными или в недостаточной мере исследованными.
При этом контрабанда способствует созданию криминального пред-принимательства, отмыванию и легализации доходов, нажитых преступным путем, массовым сокрытиям доходов от налогообложения, противоправным удержаниям денежных средств и т. д. Иными словами, она практически все-гда находится в жесткой взаимосвязи с совершением других сопутствующих преступлений и как общественно опасное деяние при уголовно-правовой оценке нередко требует квалификации ее по совокупности с другими престу-плениями.
Контрабанда входит в группу так называемых «таможенных преступ-лений», посягающих на интересы государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Как правило, к этой группе преступлений относят составы, предусмотренные в ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ (далее – таможенные преступления). Субъективная сторона всех указанных составов характеризу-ется умышленной формой вины, мотив и цели уголовно-правового значения не имеют и в целом не могут помочь разграничить эти смежные составы друг от друга .
Таможенные преступления посягают на одну группу общественных от-ношений. Общим родовым объектом являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, видовым - в сфере внешнеэкономиче-ской деятельности, однако непосредственный объект у каждого из этих со-ставов свой.
Следовательно, между весьма близкими между собой таможенными престу¬плениями имеются некоторые различия в непосредственных объектах. Так, «контрабанда» посягает на общественные отношения по установлению порядка перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу РФ, а «незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение ра-бот (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании ору-жия массового поражения, вооружения и военной техники» (ст.189) соответ-ственно на порядок экспорта предметов, указанных в названии статьи.
Заключение:
В результате проведенного дипломного исследования были сдела-ны следующие выводы:
1. Понятие контрабанды активно используется как в российских, так и в международно-правовых документах. В настоящее время законодатель уст-ранил коллизию, когда нетождественные нормативные определения понятия «контрабанды» содержались и в УК, и в ТК – в пользу Уголовного кодекса.
2. Законодателю следует нормативно разграничить понятия экономиче-ской контрабанды и контрабанды предметов, изъятых из свободного обраще-ния или ограниченных в свободном обращении.
3. Согласно ч.1 ст.188 УК РФ контрабанда - это перемещение в круп-ном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей ста-тьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентифи-кации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным деклари-рованием.
4. К признакам контрабанды относятся: обладание специфической об-щественной опасностью выражающей¬ся в непосредственной угрозе интере-сам России во внешнеэкономической сфере; перемещение товара или иного предмета через таможенную грани¬цу; уклонение от таможенного контроля любым способом; наличие субъекта, способного нести юридическую ответ-ственность; осознание виновным факта перемещения товара или иного предмета через таможенную границу.