Введение:
По признаваемому государствами международному обычаю контрабанда рассматривается как преступление международного характера. Контрабанда обусловлена целым комплексом экономических, политических, организационных, правовых, нравственных, социальных и иных факторов. Разбалансированность производства и крайне низкий его уровень, не всегда стабильная обстановка, слабость государственной власти и низкий ее авторитет у населения, хаотичное законодательство, передел собственности — вот основные факторы, обуславливающие преступления данной категории.
Государство пытается защищать свои интересы, государственное регулирование экономики распространяется и на внешнеэкономическую деятельность, где устанавливается определенный порядок (правила) ее осуществления. Целями такого регулирования являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеэкономической (в частности, внешнеторговой) деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику.
В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных изменений в экономике России, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. В исключительных случаях в целях обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств, защиты внутреннего рынка Правительством РФ могут быть введены количественные ограничения экспорта и импорта (квоты). Экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования этой деятельности.
В Уголовном кодексе к числу преступлений, нарушающих установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, относятся: контрабанда ( ст. 188), незаконный экспорт или передача сырья, материалов оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники (ст. 189), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран ( ст. 190), уклонение от уплаты таможенных платежей ( ст. 194)
..........
Глава 2:
Вопрос об объекте контрабанды, как родовом, так и непосредственном, в юридической литературе является дискуссионным. В значительной степени это объясняется тем, что, во-первых, в законе отсутствует прямое указание на виды общественных отношений, выступающих в качестве объекта контрабанды, и, во-вторых, контрабанда, как и многие другие преступления, может причинить вред одновременно нескольким видам общественных отношений, охраняемых уголовным законом (например, незаконный ввоз наркотических, сильнодействующих, ядовитых и т. п. веществ посягает на установленный порядок их перемещения через таможенную границу РФ и здоровье населения).
При определении родового объекта контрабанды традиционно исходят из того, в каком разделе Особенной части Уголовного кодекса находится исследуемая норма. Статья о контрабанде помещена законодателем в главу 22 “Преступления в сфере экономической деятельности”, которая, в свою очередь, является составной частью восьмого раздела УК РФ “Преступления в сфере экономики”. Н. А. Лопашенко пишет: “...родовой объект преступлений, осуществляемых в сфере экономической деятельности,- общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления этой деятельности”. В. И. Михайлов и А. В. Федоров приходят к выводу, что “родовым объектом контрабанды является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики Российской Федерации”.
Таким образом, можно проследить общее мнение относительно определения родового объекта преступлений в сфере экономики: что это общественные отношения по поводу осуществления экономической деятельности. При решении вопроса о видовом объекте учитывается многосторонний характер экономической деятельности. В частности, Н. А. Лопашенко считает, что “экономическая деятельность – деятельность в сфере производства по созданию общественного продукта, направленная на жизнеобеспечение общества и государства. Разумеется, что далеко не все аспекты экономической деятельности могут выступать в качестве объектов уголовно-правовой охраны...”. Б. В. Волженкин пишет: “Определяющими для установления уголовно-правовых запретов в сфере экономики явились положения ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, .......
Заключение:
Общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству. Основным признаком преступления, как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РФ. Наибольшее количество общих признаков контрабанда имеет с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), незаконным экспортом технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Все названные статьи помещены в одну главу Особенной части УК РФ, что предполагает наличие общего родового объекта - общественные отношения в сфере экономической деятельности. Однако непосредственный объект у каждого из четырех составов свой.
Можно сделать несколько выводов:
1) Контрабанда (итал. contrabando, от contra - против и bando - правительственный указ) - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.
2) Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте.
..........