Введение:
В условиях российских реформ охрана монополии внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы в этой сфере - контрабанда, эффективность борьбы с которой зависит от хорошо скоординированных уголовно - правовых мер. Однако изменившееся таможенное законодательство и современный характер контрабанды усложнили применение уголовно - правовых норм, что повлекло разнобой в правоприменительной практике.
Анализ судебной и следственной практики по делам о контрабанде свидетельствует о весьма различном понимании практиками основных положений установленной законом уголовной ответственности за совершение этого преступления. Ошибки большей частью связаны с недостатками выяснения и учета обстоятельств, влияющих на квалификацию контрабанды, с определением понятия оконченного состава контрабанды и покушения на нее, соучастия, а также с решением судьбы предметов преступления.
Органы предварительного следствия и суды по-разному толкуют понятие "перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов". В связи с этим возникают трудности при решении вопроса, является ли преступление оконченным, когда лицо совершает действия, направленные на сокрытие, а после подачи декларации при таможенном досмотре задерживается таможенными органами с недекларированными товаром, валютой, иными предметами, которые оно пыталось вывезти или ввезти на территорию России. При попытке незаконно переместить товар, иные предметы в крупном размере через таможенную границу РФ такие действия в одних случаях квалифицируют как оконченное преступление, в других - как покушение на незаконное перемещение через таможенную границу.
Глава 3:
Статья 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, обусловленного необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства от преступных посягательств.
Лишение или ограничение прав и свобод осужденного выступают сущностью уголовного наказания. Они могут быть физического, имущественного, морального и иного характера.
Надлежащая квалификация дает суду правильное представление о характере и степени общественной опасности преступления и вместе с тем определяет соответствующие меры наказания. Правильная квалификация, однако, является лишь весьма важной предпосылкой для определения меры наказания преступнику.
Степень общественной опасности конкретных преступных действий одного и того же вида может быть различной в зависимости от ряда обстоятельств. Как отмечал И. И. Карпец, «двух одинаковых преступлений не бывает, как не бывает и двух одинаковых преступников» . В Постановлении Пленума ВС РФ от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» отмечается, что «при учете характера и степени общественной опасности преступления надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (статья 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии)» (п.1).
Помимо характера и степени общественной опасности, суду при назначении наказания за контрабанду следует учитывать также личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ч.3 ст. 60 УК РФ).
Наличие отягчающих обстоятельств (ст. 63 УК РФ) увеличивает степень общественной опасности преступления и в связи с этим обусловливает необходимость назначения виновному более строгой меры наказания. Наличие смягчающих вину обстоятельств (ст. 61 УК РФ), наоборот, является основанием для назначения более мягкой меры наказания.
Следует учитывать, что в УК РФ дан исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность. Это значит, что суды при назначении наказаний хулиганам не имеют права ссылаться на такие обстоятельства, которые не указаны в законе.
Заключение:
Проведенное исследование позволили сформулировать некоторые наиболее значимые выводы, предложения и рекомендации по вопросам совершенствования уголовно-правовой нормы о контрабанде.
1. Контрабанда известна российскому законодательству еще со времен
Древней Руси. Этот вид преступной деятельности первоначально рассматривался как правонарушение, а в более позднее время за него была установлена
уголовная ответственность. Особенностью контрабанды является то, что она
во многом зависит от исторических условий, политической обстановки, экономической системы, уголовной политики государства. В современном уголовном законодательстве контрабанда как преступление занимает прочное основное место в группе таможенных преступлений. Уголовно-правовая норма
об ответственности за контрабанду, а также новеллы об иных таможенных
преступлениях обладают общими конструктивными признаками, что позволило провести их теоретическое обобщение и проанализировать как самостоятельную, обладающую определенной спецификой группу. Именно особые
свойства объекта посягательства, единый родовой объект, объединяющий их
видовой объект - законодательно урегулированная деятельность таможенных
органов, позволили объединить преступления, предусмотренные статями 188,
189, 190, 193 и 194 УК РФ, в относительно самостоятельную группу. Отнесение контрабанды долгие годы к группе государственных преступлений можно
расценить как ошибочное решение законодателя, которое было исправлено в
Уголовном кодексе РФ.