Введение
В условиях российских реформ охрана монополии внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы в этой сфере - контрабанда, эффективность борьбы с которой зависит от хорошо скоординированных уголовно - правовых мер. Однако изменившееся таможенное законодательство и современный характер контрабанды усложнили применение уголовно - правовых норм, что повлекло разнобой в правоприменительной практике.
Анализ судебной и следственной практики по делам о контрабанде свидетельствует о весьма различном понимании практиками основных положений установленной законом уголовной ответственности за совершение этого преступления. Ошибки большей частью связаны с недостатками выяснения и учета обстоятельств, влияющих на квалификацию контрабанды, с определением понятия оконченного состава контрабанды и покушения на нее, соучастия, а также с решением судьбы предметов преступления.
Органы предварительного следствия и суды по-разному толкуют понятие "перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов". В связи с этим возникают трудности при решении вопроса, является ли преступление оконченным, когда лицо совершает действия, направленные на сокрытие, а после подачи декларации при таможенном досмотре задерживается таможенными органами с недекларированными товаром, валютой, иными предметами, которые оно пыталось вывезти или ввезти на территорию России. При попытке незаконно переместить товар, иные предметы в крупном размере через таможенную границу РФ такие действия в одних случаях квалифицируют как оконченное преступление, в других - как покушение на незаконное перемещение через таможенную границу.
В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней зависит от скоординированных уголовно - правовых мер. В соответствии со ст. 15 УК РФ ("Категории преступлений") контрабанда относится к тяжким (части 2 и 3 ст. 188 УК РФ), а ее особо квалифицирующий состав (ч. 4 ст. 188 УК РФ - совершение деяния организованной группой) - к особо тяжким преступлениям.
Актуальность проблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности. Для правильной квалификации деяния как контрабанды важно понимать значение всех признаков, включенных в ст. 188 Уголовного кодекса РФ.
Диалектика жизни обусловливает и диалектику закона. Изменения в экономической, общественно-политической, духовной сферах общества повлекли изменения уголовного закона. Другими стали не только нормы, но и наши представления о тех деяниях, которые принято именовать преступлениями. Именно такие превращения произошли с уголовно наказуемой контрабандой.
Несмотря на изменения, внесенные в УК РФ Федеральными законами от 7 мая 2002г. и от 8 декабря 2003 г., исследование проблемных вопросов, возникающих при применении ст. 188 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за контрабанду, не только не утратило своего значения, но и приобрело еще большую актуальность.
Актуальность темы настоящей работы вышеуказанным и объясняется, а также тем, что в системе уголовного права ответственность за контрабанду занимает, являясь самостоятельным правовым институтом, одно из основных мест, поэтому эта тема нуждается в самом тщательном изучении и исследовании, а также юридически грамотном применении.
Целью настоящей работы, и в свою очередь, задачами, является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать историю законодательства о контрабанде, место этого преступления среди других преступлений в сфере экономической деятельности, уголовно-правовую квалификацию контрабанды, затруднения при ее квалификации и назначении наказания.
Объектом настоящей работы является уголовная ответственность за контрабанду как самостоятельный правовой институт уголовного права.
Предметом настоящей работы являются взаимосвязанные и неотъемлемые элементы объекта настоящей работы.
В литературе по теме настоящей работы имеется немало научных трудов правоведов. Среди них работы таких юристов как: Абдурахманов З.М., Верин В.П., Гуев А.Н., Дорожков С., Талов Р.К., Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. и др.
Глава 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ
2.1. Объективные признаки контрабанды
Объект контрабанды. Если говорить о непосредственном объекте контрабанды, то его можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, это общественные отношения (а также соответствующие интересы, блага и ценности), обеспечивающие осуществление нормальной (легальной, правомерной) внешнеэкономической деятельности. Это то, что объединяет контрабанду с другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, при более детализированном рассмотрении непосредственного объекта с акцентом не на сходство, а различие в качестве такового выступают общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы России в части формирования бюджета посредством таможенных платежей.
Некоторые авторы считают, что непосредственным объектом контрабанды является "установленный законом порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации" .
Не отрицая того, что эти преступления нарушают указанный порядок, другие авторы полагают не вполне обоснованной такую трактовку непосредственного объекта контрабанды . По их мнению, она носит чрезмерно формальный, нормативистский характер, напоминает ту (ныне едва ли не единодушно отвергнутую), в соответствии с которой к объектам любых преступлений относились уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за них. Но от преступления страдает, терпит ущерб не норма, не установленные ею правила, в том числе порядок как их совокупность, а реальные общественные отношения, интересы, блага и ценности, охраняемые уголовным законом. К тому же следует иметь в виду, что порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливается и регулируется не только законами, но и подзаконными актами.
Библиография
1. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ //
Российская газета. 2003. 3 июня.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2002. 5 января.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 24 декабря.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. Ст. 2954.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-
ФЗ // Российская газета. 1994. 7 декабря.
7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 31-ФЗ
// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации. 1993. №
31. Ст. 1224.
8. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г // Ведомости Верховного
Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
9. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
10. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1994
г. № 27- ФЗ // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст. 910.
11. Федеральный Закон Российской Федерации от 26 марта 1999 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 13. Ст. 1463.
12. Федеральный Закон Российской Федерации от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» // Собрание Законодательства РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.
13. Федеральный Закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. «О наркотических средств и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. 15 января.
14. Федеральный Закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства. 1997. № 30. Ст. 3586.
15. Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 1997г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1997. 15 декабря.
16. Федеральный Закон Российской Федерации от 13 декабря 1996г. «Об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.
17. Федеральный Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей РФ» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
18. Федеральный Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 23. Ст. 821.
19. Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
20. Федеральный Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» с изменениями от 31 мая 2001. № 72. Ст. 3 //Российская газета. 2001. 6 июня.
21. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. № 1373 Об утверждении «Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов» // Российская газета. 2002. 6 декабря.
22. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 628 «О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 25. Ст. 1424.
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 № 462 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» // Российская газета. 2001. 4 июля.
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 591 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 2908.
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 291 «О порядке и вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе» // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 13. Ст. 1358.
26. Постановление Верховного Совета Народного Хозяйства РСФСР от 25 декабря 1917 г. «О порядке внешней торговли» // Собрание Указов РСФСР. 1917. № 10.
27. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 декабря 1917
г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» // Собрание Указов РСФСР.
1918. № 14.
28. Постановление Совета Труда и Обороны РСФСР от 11 мая 1920 г. «О борьбе с контрабандой» // Собрание Указов РСФСР. 1920. № 43.
29. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 сентября 1922 г. «О таможенной охране» // Собрание Указов РСФСР. 1922. № 58.
30. Декрет Всероссийского Народного Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 1 марта 1926 г. «Об изменении ст. 97 Уголовно¬го кодекса РСФСР» // Собрание Указов РСФСР. 1926. № 12.
31. Архив МВЭС. Ф. ГТУ. Оп. 8621. Д. 1.
2. Судебная практика:
32. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Российская газета. 2002. 19 марта.
33. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже и разбое» // Российская газета. 2003. 18 января.
34. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская юстиция. 2000. № 4. С. 56 - 58.
35. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. № 3. С. 4.
36. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7. С. 3 - 8.
37. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17
января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об
ответственности за бандитизм» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М: Спарк, 1999. - 590 с.
38. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М.: 1999. - 590 с.
39. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978г. № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Сборник постановле¬ний Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1997. - 580 с.
3. Специальная литература
40. Аграшенков А. В. Развитие правовой базы отечественной таможенной
системы в царствование Елизаветы Петровны. Правовые вопросы таможенного дела // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1996. № 2. С. 53 - 56.
41. Аграшенков А. В. Изменение видов нарушений таможенных и ответственности за эти нарушения в первой трети XVII века // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1996. № 1. С. 37- 41.
42. Алферов В. Е. Понятие контрабанды как преступления и ее место в системе законодательства РФ // Вестник Ставропольского государственного университета. Ставрополь, 1998. № 13. С. 99.
43. Басова Т. Б. Проблемы совершенствования уголовно-правового понятия должностного лица // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Часть 1. Материалы межвузовской научной конференции, по¬священной 40-летию юридического факультета ДВГУ / Под ред. А.С. Шевченко. Владивосток, 1998. С. 262.
44. Бушуева Т. А. Таможенные преступления и практика борьбы с ними в
Дальневосточном регионе: Учебно-методическое пособие для слушателей
юридического факультета Владивостокского Филиала Российской таможенной академии. - Владивосток, 2000. - 164 с.
45. Бушуева Т. А. Уголовный закон о таможенных преступлениях // Таможенная политика на Дальнем Востоке. Владивостокский филиал РТА Дальневосточного таможенного управления ГТК РФ. 1999. № 1. С. 47- 48.
46. Волженкин Б. В. Экономические преступления. - СПб., Изд-во «Юридический центр Пресс», 1999.-312 с.
47. Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономический деятельности (экономические преступления). - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.-641 с.
48. Володько Н. В. Объект и предмет контрабанды // Труды Киевской высшей школы МВД СССР. Вып. 9. 1975. С. 80-87.
49. Володько Н. В. Ответственность за контрабанду по советскому праву. Учебное пособие. Киев, 1979. - 93 с.
50. Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993. - 276 с.
51. Диканова Т. А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием "грязных" денег: Методическое пособие. - М.: ЮНИТА-ДАНА,2000.-310с.
52. Жбанков В. А. Контрабанда наркотических средств в Россию и проблемы их обнаружения. Организованный терроризм и организованная преступность / Под ред. А. И. Долговой. - М: Российская криминологическая ассоциация, 2002. - 304 с.
53. Зеленский Ю. И. Контрабанда — язва империализма. -М.: Междунар. отношения, 1985.-208 с.
54. Игнатюк А. 3. Контрабанда и иные правонарушения во внешнеэкономической деятельности: Теория и практика расследования.- М.: Издательство деловой и учебной литературы; Мн.: Амалфея, 2001. - 320 с.
55. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. - М.: ИПО «Автор», 1995. - 387с.
56. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. - М.: ИПО
«Автор», 1996.-310 с.
57. Кузнецов А. П., Бокова И. Н., Изосимов С. В. Контрабанда, совершаемая должностным лицом с использованием своего служебного положения // Российский следователь. 2002. № 7. С. 32 - 38.
58. Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 3 / Под ред.
проф. Н. А. Беляева, проф. М. Д. Шаргородского. - Л., 1973. - 836.
59. Лайтман Е. В. Уголовно-правовые вопросы борьбы с контрабандой. Налоговые и иные экономические преступления: Сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. проф. Л. Л. Кругликова; Яросл. Гос. ун-т. Ярославль, 2001. -136 с.
60. Михайлов В.И., Федоров А.В. Уголовная ответственность за контрабанду. Учебно-практическое пособие. - СПб: Им. В. Б. Бобкова филиал РТА. 1997.-54 с.
61. Мячин А. Н. Таможенное дело в России X - начало XX вв. Санкт-
Петербургский филиал РТА. - СПб.: «ПиК», 1995.-565.
62. Никулин С. Уголовная ответственность за контрабанду // Законность. 2000. № 1.С. 16.
63. Расследование контрабанды: Практическое пособие / Под ред. проф. К. Ф. Скворцова. - М.: Юристъ, 1999. - 208 с.
64. Рогатых Л. Ф. Квалификация контрабанды: Учебное пособие. - СПб.,
1999.-64 с.
65. Российское законодательство. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1-10. - М.: Юрид. лит., 1984. - 496 с.
66. Российское уголовное право. Курс лекций: Т. 4. Преступления в сфере экономики / Под. ред. проф. А. И. Коробеева. - Владивосток: Изд-во
Дальневост. ун-та, 2000. - 452 с.
67. Сучков Ю. И. Ответственность за контрабанду по уголовному кодексу
РФ // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права
Специального юридического факультета. СПб., 1996. № 4 (7). С. 64 - 74.
68. Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой. - М.: «Международные отношения», 1981. - 312 с.
69. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. А.
И. Рарога. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996. -480 с.
70. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М. Инфра М – НОРМА. 2003.
71. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) (под ред. В.М. Лебедева) (издание третье, дополненное и исправленное) Издательство "Юрайт", 2004.