Введение:
Актуальность темы не вызывает сомнений. Переход к рыночной экономике в России неразрывно связан с развитием предпринимательства как профессионально осуществляемой хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. В условиях интенсивно развивающейся предпринимательской деятельности все большее распространение и влияние приобретают компании, созданные при участии иностранного капитала. На сегодняшний день одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. России требуется иностранный капитал способный принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
В настоящее время происходящие в России социально-экономические изменения существенно преобразовали хозяйственный оборот и потребовали разработки принципиально нового, адекватного экономическим потребностям законодательства, детально регулирующего иностранную инвестиционную деятельность в России. В 2001 г. принята третья часть Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующая отношения с участием иностранных лиц на территории России. В связи с выше сказанным можно говорить практически о формировании нового поколения законодательства об иностранных инвестициях и иностранной предпринимательской деятельности на территории России.
Глава 2:
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ КОИИ могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется ст. 1 и 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), КОИИ может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), предусмотренных в отношении около 120 наименований видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что этот перечень не всеобъемлющий, так как многие виды деятельности, которые ранее (до вступления в силу вышеуказанного Закона) лицензировались отдельно, теперь объединены в один вид деятельности, на который нужно получить одну лицензию. При этом перечень, по сути, не сокращается .
Законом о лицензировании установлен подробный перечень видов деятельности (17 видов), порядок лицензирования которых регулируется только специальным законодательством. Например, страховая, биржевая, нотариальная и иные виды деятельности. В силу данного положения, ст. 49 ГК нуждается в корректировке. Вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности России в отношении КОИИ органы власти РФ могут вводить ограничения на осуществление иностранных инвестиций и связанной с ними деятельности. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и образуемых ими КОИИ в общем виде регулируются ч. 2 ст. 4 и ст. 23 Закона об иностранных инвестициях. В настоящее время единого законодательного акта (кроме специальных отраслевых федеральных законов), предусматривающего виды деятельности и меры ограничительного характера в отношении КОИИ нет. Тем не менее, целесообразность данного рода Закона очевидна, так как необходимо создание ясной нормативно-правовой базы для установления ограничений деятельности иностранных инвесторов в важнейших отраслях и сферах экономики, и, вместе с тем, чёткое определение перечня таких отраслей и сфер. Определение чёткого перечня отраслей и сфер экономики, в которых допускаются ограничения деятельности иностранных инвесторов, необходимо для повышения инвестиционной привлекательности экономики РФ в целом, а также для дебюрократизации процесса инвестирования, что особенно актуально в условиях административной реформы .
При этом ограничения для иностранных инвесторов и образуемых ими юридических лиц могут устанавливаться в форме установления порядка лицензирования отдельных видов деятельности, определения максимальной доли участия (вклада) иностранного инвестора в общем объеме инвестиций по конкретному проекту или предельной доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ и обществ, занимающихся определенным видом деятельности.
В случаях, когда максимальная доля участия (вклада) иностранного инвестора будет превышать установленный предел уполномоченные органы власти РФ должны предпринимать с учетом ст. 5 и 8 Закона об иностранных инвестициях, установленные законодательством меры (национализация, признание недействительности сделок и другое) для снижения доли участия до установленных пределов.
Основными документами, устанавливающими обязательность получения лицензий для субъектов предпринимательской деятельности, в том числе для КОИИ, являются: ч. 3 ст. 49, ч. 2 ст. 61 и ст. 173 ГК РФ, а также Закон о лицензировании. В целях реализации последнего Правительство РФ приняло Постановление от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» , в котором перечисляются виды деятельности и органы, которые осуществляют лицензирование каждого из них. Также Постановлениями Правительства РФ утверждается и положения о лицензировании конкретных видов деятельности . Порядок лицензирования каждого вида деятельности конкретизируется в приказах федеральных органов исполнительной власти . Кроме того, некоторые виды деятельности подлежат лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ. Положения о лицензировании этих видов деятельности также утверждаются Правительством РФ. Федеральные органы исполнительной власти имеют право делегировать часть своих полномочий в области лицензирования органам исполнительной власти субъектов РФ .
Заключение:
Становление новых экономических отношений в России вызывает необходимость изменения механизма правового регулирования инвестиционной деятельности. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям и инвесторам в особенности.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиционные вложения через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Важными причинами такого положения является отсутствие необходимых факторов привлечения иностранных инвестиций и создания и деятельности совместного бизнеса в России (рассмотрены в первой главе диссертационной работы).
Действующее российское инвестиционное законодательство далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения иностранных инвестиций и деятельности совместных юридических лиц.
Ключевыми направлениями совершенствования российской законодательной базы привлечения иностранных инвестиций, являются:
- пересмотр системы государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта;
- переосмысление принципа равноправия отечественных и иностранных инвесторов с учетом того факта, что неблагоприятный национальный режим хозяйственной деятельности фактически ставит иностранных инвесторов в неравноправное положение на рынках;