Введение:
Опыт эксплуатации самолетов и вертолетов свидетельствует, что од-ной из основных причин возникновения особых ситуаций и их неблагопо-лучного исхода являются ошибочные действия летчика (члена экипажа). В этой связи ключевым направлением повышения безопасности труда, и по-летов в целом, становится разработка методологии, позволяющей выявить истинные причины и механизмы ошибочных действий летного состава и на этой основе предложить эффективные профилактические мероприятия.
Методология анализа и профилактики ошибочных действий летчика и расследования авиационных происшествий уходит своими корнями к тем работам, которые были выполнены еще в XIX веке, когда началась экс-плуатация железнодорожного транспорта и возникли первые антропоген-ные аварии и катастрофы. Расследуя их, ученые пытались понять причины случившегося и разработать рекомендации, направленные на повышение безопасности движения. Первые научные исследования по данной пробле-ме были выполнены М.М.фон Вебером в Германии и И.И.Рихтером в Рос-сии. Уже в этих, по праву считающихся пионерскими работах, посвящен-ных безопасности функционирования системы "человек-машина", ставился вопрос о необходимости уделять более пристальное внима¬ние психологи-ческому аспекту происшествий, т.е. индивидуальным качествам работни-ков, воздействуя на которые, по мнению авторов, представляется возмож-ным предупреждать аварии и катастрофы. Поэтому эта тема является акту-альной на современном этапе развития общества.
Глава 3:
Авиационная отрасль ежедневно сталкивается с самыми различными видами риска, многие из которых способны поставить под угрозу жизне-способность эксплуатанта, а некоторые даже создать угрозу всей отрасли. Действительно, риск является побочным продуктом деловой активности. Не все факторы риска могут быть ликвидированы, равно как и не все воз-можные меры по снижению уровня риска являются экономически осуще-ствимыми. Риск и затраты, присущие авиационной отрасли, обусловлива-ют необходимость рационального подхода к принятию решений. Ежеднев-но в реальном времени принимаются решения, основанные на соизмерении вероятности и степени тяжести каких-либо неблагоприятных последствий, связанных с данным фактором риска, и ожидаемой выгоды при принятии этого риска. Такой процесс известен как "контроль факторов риска".
• Контроль факторов риска – это выявление, анализ и устранение (и/или уменьшение до приемлемого или допустимого уровня) тех опасных факторов, а также последующих рисков, которые угрожают жизнеспособ-ности организации.
Иными словами, контроль факторов риска помогает достичь баланса между оцененными уровнями риска и практически осуществимыми мера-ми по уменьшению риска. Контроль факторов риска является неотъемле-мой частью управления безопасностью. Он предусматривает логический процесс объективного анализа, особенно при оценке риска.
Заключение:
АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ФАКТОРОВ РИСКА, КАСАЮЩИЕСЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ
Методы контроля факторов риска также актуальны для деятельности государственных административных органов в целом ряде областей, начи-ная от разработки политики и до решений типа "годен/не годен", с кото-рыми сталкиваются рядовые государственные инспекторы гражданской авиации, например:
a) Политика. В какой степени государству следует признавать сер-тификационную документацию другого государства?
b) Изменение нормативных положений. Как принимаются реше-ния в отношении того или иного варианта изменения нормативных поло-жений, выбираемого из большого числа (зачастую противоречащих друг другу) рекомендаций?
c) Установление приоритетов. Как принимаются решения, опреде-ляющие те аспекты безопасности, которые требуют особого внимания при проведении проверок организации контроля за обеспечением безопасно-сти?
d) Оперативное управление. Как принимаются решения в условиях недостатка средств для осуществления всех запланированных мероприя-тий?
e) Инспекционные проверки производственной деятельности. Как принимаются решения на “переднем крае”, когда критические ошибки об-наруживаются по окончании нормального рабочего времени?
Случаи, требующие контроля факторов риска со стороны государст-венных административных органов