Введение:
На сегодняшний день таможенные органы Российской Федерации, с одной стороны, реализуют систему государственных мер по регулированию внешней торговли страны, а с другой стороны, призваны обеспечивать национальную экономической безопасность страны как от внешних, так и от внутренних угроз. Во многом этому способствует административно-правовой режим обеспечения таможенного дела.
Исторический экскурс в область становления и развития основных элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как справедливо указывается в литературе, позволяет «признать фактор преемственности при разработке и реализации современного таможенного российского законодательства и использовать в ходе его подготовки предшествующий опыт таможенно-правового регулирования» .
Глава 2:
Становление таможенной службы Российской Федерации – неотъемлемая составная часть формирования российского государства и обеспечения его суверенитета.
Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.
Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 году Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации .
Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля.
В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям, первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела
Заключение:
Подводя итоги проведенному исследованию, нельзя не отметить, что на различных этапах развития внешнеторговых отношений российское государство стремилось осуществлять контроль в сфере таможенного дела за порядком перемещения через таможенную границу различных товаров и транспортных средств, а также регламентировать порядок пересечения таможенной границы физическими лицами, с целью защиты и обеспечения своих экономических, политических и иных интересов.
Более тысячи лет существует таможенное дело, ведя свое начало со времен Древней Руси. Уже в VIII-XI веках обозначились контуры правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
На Руси взимали «мыто» - торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями».
В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником.