Введение:
Актуальность избранной темы.
К числу основных функций правового государства, каковым согласно ст. 1 Конституции РФ является современная Россия, относятся гарантирование, охрана, защита и реализация основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Все остальные общественные ценности (частные, публичные, государственные) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Конституция России исходит из признания концепции естественных прав человека, т.е. того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения и неотчуждаемы, иначе говоря, не могут быть приобретены (даже от государства) и переданы кому-либо. В связи с этим отказ от них недействителен: гражданин не может взять на себя обязательство не пользоваться своим правом или совокупностью прав.
Глава 2:
В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах надзор за исполнением законов на данном направлении осуществляет, как правило, лично прокурор, а также с учетом большого объема работы уполномочивается прокурором субъекта РФ его заместитель либо другой работник прокуратуры (старший помощник, помощник). Как правило, работники городских и районных прокуратур осуществляют надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности соответствующих территориальных органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а работники некоторых прокуратур - органов ФСБ России.
При организации надзора за исполнением законов органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должны учитываться следующие обстоятельства: оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (т.е. в сфере борьбы с преступностью), либо она проводится в целях собирания данных, характеризующих личность граждан; оперативно-розыскная деятельность проводится по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по другим основаниям.
При организации надзора требуется:
в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск уполномоченным прокурорам;
обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку информации;
обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации.
В соответствии с требованиями Инструкции об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, в прокуратуре в целях эффективности надзора должна быть создана накопительная база информации. Для этого необходимо вести дела, включающие:
переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности;
переписку о состоянии прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
представления, протесты, постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях и переписку по ним;
статистические отчеты о работе по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.
Заключение:
По результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью - это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении органами – субъектами ОРД и их должностными лицами оперативно-розыскной деятельности путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляет Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.