Введение:
Актуальность темы. Современная мировая экономика характеризуется ускоренным ростом производительности труда, в основе которой лежит применение технологических и информационных новаций, способных осуществить создание основ постиндустриального общества. Происходит реструктуризация национальных экономик в международном масштабе в сторону увеличения доли сферы услуг как фактора интенсификации экономической жизни и межхозяйственных связей. В последние десятилетия приоритетное развитие получил сектор деловых услуг по выполнению стратегических и оперативных задач. Этот процесс был вызван общей тенденцией усложнения реализации продукции на рынке на фоне резко выраженной конкуренции. Поскольку структура потребления в современном обществе приобретает всё более индивидуализированный характер, условия субъектов предложения деловых услуг направлены на создание профессионального продукта, требующего высокого интеллектуального уровня исполнения. Универсальным институтом по предложению комплекса деловых услуг являются банки, услуги которых охватывают не только традиционные кредитно-депозитные операции, но и распространяются на удовлетворение потребностей клиентов в консалтинге, инвестировании, лизинге, трасте и др. Банковская услуга сегодня существенно перерастает рамки исключительно финансовой сферы, хотя всегда носит косвенно финансовый характер и направлена на оптимизацию финансовых результатов от хозяйственной деятельности.
Глава 3:
Процесс разработки банковской стратегии проходит следующие этапы: (29) подготовка экономических обзоров, необходимых для определения тенденций развития региона, страны и мирового хозяйства, а также для получения индикаторов, указывающих на наличие различных видов финансовых рынков; определение целевых рынков и формулирование основных стратегических направлений работы банка с перечислением тех рынков, клиентов и услуг, которые попадают в их сферу деятельности; сбор и анализ внутренней информации, с целью изучения возможностей банка и последующей разработки банковских стратегий на каждом из целевых рынков; формулирование краткосрочных и долгосрочных целей банка для каждого рынка, исходя из сопоставления возможностей развития и ресурсов, необходимых для обеспечения эффективной работы; сбор информации о целевых рынках, направленный на детальное изучение характеристик спроса на банковские услуги и потребительского поведения и определение целевых сегментов на неоднородных рынках; разработка инструментария для каждого из целевых рынков с учётом целей, ресурсов, услуг, продуктов, политики доходов и расходов с целью эффективного планирования деятельности банка; создание планов и бюджетов, направленных на реализацию банковской стратегии для выполнения и руководства к действию для подразделений и служащих; проведение мониторинга положения банка на рынке, для организации обратной связи между финансово-хозяйственными мероприятиями с целью внесения корректировок в стратегию управления.
В заключение хотелось бы отметить, что сложившейся ситуации именно разработка банком конкурентной стратегии способствует достижению его основной цели, направленной на наиболее эффективное и максимально удовлетворительное обслуживание клиентов, которые, в свою очередь, становятся основой прибыли банка и обеспечивают ему устойчивое преимущество в конкурентной борьбе с другими банками. Эффективная конкурентная стратегия предполагает первоочередную ориентацию на реальные потребности клиентуры. Поэтому, при её создании особое внимание уделяется тщательному изучению рынка, анализу меняющихся склонностей, вкусов и предпочтений потребителей. Конкурентная стратегия банка ориентирована на поиск наиболее выгодных рынков сбыта услуг с учётом реальных потребностей клиента. При этом банк, разрабатывая виды стратегии, анализирует свои затраты и включает разработку долгосрочных планов развития клиентской базы банка на основе комплексного анализа и прогнозирования целевых рынков. Конкурентная стратегия и тактика взаимосвязаны и игнорирование этого делает процесс планирования бесполезным. Распространённое в современных банках планирование, при котором за начало отсчёта принимаются достигнутые результаты, не позволяет оптимально организовать его работу, так как недооцениваются возможные пути для развития и расширения его деятельности.
Заключение:
Итак, после рассмотрения проблемы конкурентоспособности банковского продукта мы пришли к следующим выводам.
Банковская услуга представляет собой профессиональный интеллектуальный продукт, созданный на основе маркетинговых исследований потребностей рынка с целью реализации его на рынке и извлечения прибыли. Дифференцировать банки и банковские услуги можно по множеству различных параметров, которые и определяют степень и уровень конкуренции. Например, по операциям – проводит их только банк или ещё какие-нибудь учреждения (так можно выяснить потенциальных конкурентов банка); по клиентам, на обслуживание которых работает банк (юридические или физические лица); по ассортименту предоставляемых услуг, гибкостью процентной и ценовой политики, географическим положением; надёжностью, оснащённостью современными средствами банковских технологий, качеством услуг, нововведениями в ассортимент банковской продукции и многое другое.
Конкурентоспособность банковской услуги – это решающий фактор ее коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке, это многоаспектное понятие, означающее соответствие банковской услуги условиям рынка и требованиям клиента. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик банковской услуги, определяющих ее успех на рынке, то есть преимущество именно этой банковской услуги над другими в условиях широкого предложения конкурирующих банковских услуг-аналогов.