Введение:
Интеллектуальная собственность является признанным в мировой прак-тике институтом, закрепленным во многих международно-правовых актах. Ст.27 Всеобщей Декларации прав человека и гражданина, утвержденная Ге-неральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., торжественно провозглаша-ет: "Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его мо-ральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, ли-тературных или художественных трудов, автором которых он является.". Право на интеллектуальную собственность предусмотрено в ст.ст.6 и 15 ч. 3 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных пра-вах, а также в Итоговом документе Венской встречи; 14 июля 1967 года была подписана Стокгольмская Конвенция об учреждении Всемирной организа-ции интеллектуальной собственности при ООН. Несмотря на то, что СССР участвовал в разработке и подписании указанного документа, первое упоми-нание об интеллектуальной собственности в отечественном законодательстве относится к 1990 (!) году, когда Верховным Советом СССР был принят Закон "О собственности в СССР". В развитие указанной нормы были приняты За-кон об изобретениях в СССР,
Глава 3:
Рассматривая право интеллектуальной собственности как самостоятель-ный правовой институт гражданского права, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью определения его места в общей системе данной отрасли права, а также в структуре гражданского законодательства РФ. Вопрос этот является достаточно сложным, поскольку он затрагивает целый комплекс как теоретических, так и практических проблем. Именно поэтому он уже дли-тельное время остается дискуссионным в отечественной науке.
Идея возможности выделения наиболее общих положений, относящихся к различным результатам интеллектуальной деятельности, и их закреплении в едином нормативно-правовом акте в различных вариантах неоднократно высказывалась в литературе. Так, еще в 40-х годах было выдвинуто предло-жение о создании общей части для авторского и изобретательского права (Б.С. Мартынов, В.Я. Ионас, Т.А.Фадеева и др.), в 70-х годах предлагалось создать общий закон о науке (В.А. Рассудовский), об охране научных идей (Е.А. Белиловский), в 80-х годах - обобщающий акт о научно-техническом прогрессе (В.А. Дозорцев) и т.д. И, если сама возможность создания такого закона еще признавалась, то попытки сконструировать единый правовой ин-ститут, регулирующий правоотношения в сфере интеллектуальной деятель-ности, отвергались безоговорочно. Даже в современной литературе но этому поводу высказываются весьма категоричные суждения. Например, утвержда-ется, что "выявление общих черт в различных институтах,
Заключение:
В результате выполненного дипломного исследования мы можем сде-лать следующие выводы и заключение.
В настоящее время в России обозначилась проблема отсутствия квали-фицированных специалистов в области права интеллектуальной собственно-сти, что, в частности, отмечается на различных конференциях и научно-практических семинарах . Указанную проблему пытаются решать различ-ными способами: путем создания специальных структур образовательного и информационного характера на базе учебных заведений или в качестве само-стоятельных образований.
Отмечают, что "в перспективе решить проблему может вузовское обу-чение в этой области", но при этом оговариваются, что пока соответствую-щих дисциплин в государственном образовательном стандарте нет, хотя не-которые вузы и включают но своей инициативе такие дисциплины в учебные планы в качестве специальных курсов. Но мнению специалистов, необходи-мо просить Министерство общего и профессионального образования РФ включить в образовательный стандарт подготовки бакалавров и магистров технических, экономических и юридических вузов дисциплины, раскрываю-щие проблемы интеллектуальной собственности.