Введение:
Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента. Сейчас время - противник: ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо осознать тот факт, что спасти положение дел могут только активные согласованные и масштабные действия. А для этого необходимо найти или создать массовую технологию управления инвестиционной привлекательностью. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положение дел. Отсюда и актуальность темы управления инвестиционной привлекательностью.
Глава 2:
Аналогичным образом было рассчитано значение интегрального рейтинга каждого субъекта федерации по уровню инвестиционных рисков, включающему следующие виды риска (таблица 2):
• экономический (тенденции в экономическом развитии субъекта федерации);
• политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
• социальный (уровень социальной напряженности);
• экологический (уровень загрязнения окружающей среды включая радиационное);
• криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).
1-й ранг по потенциалу получал регион, имеющий наибольший потенциал, а по риску - имеющий наименьший риск. В случаях, когда фактические значения статистических показателей у нескольких субъектов федерации были равны, всей группе присваивалось среднее значение рейтинга. При отсутствии какого-либо признака всем таким субъектам федерации присваивался либо 89-й (по потенциалу), либо 1-й (по риску) ранг.
Характеристика законодательных условий инвестирования была получена на основе ранжирования всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные (субъектов федерации). С другой стороны, как федеральное, так и региональное законодательство делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий -- потенциальных объектов инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это законодательство по свободным экономическим зонам.
Заключение:
Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала субъекта федерации оказались следующие факторы: ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов); производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); потребительский (совокупная покупательная способность населения субъекта федерации); инфраструктурный (экономико-географическое положение субъекта федерации и его инфраструктурная обустроенность); интеллектуальный (образовательный уровень населения); институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Логика рассуждений приводит также к необходимости оценки законодательных условий для каждого субъекта федерации и выделения следующих инвестиционных рисков: экономический (тенденции в экономическом развитии субъекта федерации); политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов); социальный (уровень социальной напряженности); экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное); криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).