Введение:
В настоящее время от эффективного функционирования налоговой системы в стране зависит эффективное функционирование экономики страны. Таким образом, изучение налогов является весьма актуальным и полезным делом в любой стране.
Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.
Глава 3:
Существуют принципиальные различия в государственной политике по отношению к предоставлению специальных налоговых режимов в России и Республике Беларусь (табл. 1). Как можно заметить, приоритет в установлении специального налогового режима в республике Беларусь отдан главе исполнительной власти, тогда как в России органы исполнительной власти принимают минимальное участие в принятии нормативных правовых актов налогового законодательства. В отличие от Российской Федерации в Республике Беларусь возможно получение установление специального налогового режима на основании формы собственности (де-факто) или страны происхождения капитала (де-юре). Так, предприятия с иностранными инвестициями имеют льготы по уплате налога на прибыль. Тем самым иностранные инвесторы получают определенные преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с отечественными инвесторами.
Декрет Президента Республики Беларусь от 10 марта 1997 г. № 6 «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам по налогам и таможенным платежам» с последующими изменениями и дополнениями предполагает возможность получения льгот по уплате налогов юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты, которые прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение соответствующих республиканских органов государственного управления.
Круг лиц, получающих льготы по уплате налогов и сборов, расширяется за счет ряда актов законодательства.
Все это создает неравные условия при осуществлении хозяйственной деятельности для обладателя льготы и «рядового субъекта хозяйствования».
Заключение:
Курс на поддержку малого предпринимательства и создание специальных налоговых режимов для отдельных субъектов хозяйствования был взят в странах ЕврАзЭС более десяти лет назад. За эти годы существенного продвижения в этом секторе не произошло. Вклад малых предприятий в социально-экономическом развитии государств, в пополнении доходных статей бюджетов разных уровней, в создании новых рабочих мест станет все более весомым, если создать условия наибольшего благоприятствования развитию этого сектора, особенно в части налогообложения.
В ходе проведенного анализа выявлены критерии отнесения в государствах – участниках ЕврАзЭС юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), к субъектам малого предпринимательства, имеющих право работать по упрощенным системам налогообложения. В основном это ограничения по размеру полученной валовой выручки в год, установленные в кратности к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), например, в Белоруссии – 20 000 МРОТ, Таджикистане – 40 000 МРОТ, в России – 100 000 МРОТ. Кроме этого, установлены ограничения по численности работающих (не более 15 человек в Белоруссии, России и Таджикистане), а также по видам и условиям деятельности (например, в Таджикистане право перехода на упрощенную систему налогообложения имеют только те предприниматели, которые осуществляют расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин).