Введение:
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике Рос-сии на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринима-тельству. Малое предпринимательство является важнейшей сферой современ-ной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабо-чих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источ-ников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.
Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее ти-пичная форма организации экономической жизни общества со своими отличи-тельными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возмож-ность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, по-вышающими устойчивость на внутреннем рынке.
Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые ак-ты и др.), которые в совокупности образуют законодательство о малых пред-приятиях.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осу-ществляется на основе трех систем: общеустановленной системы налогообло-жения, упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъек-тов малого предпринимательства и системы налогообложения по принципу вмененного дохода.
Глава 4:
Практика показала, что многие лица, применяющие УСН и одновременно выставляющие своим покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, добросовестно выполняют рассмотренные требования о необходимости исчис-ления и уплаты НДС. Однако декларации по НДС ими в налоговый орган не представляются. Такая позиция обосновывается следующим образом: если ука-занные лица не являются плательщиками НДС в соответствии с главой 26.2 НК РФ, то согласно ст.80 НК РФ они не обязаны представлять декларацию по НДС в период применения УСН. Аргументация весьма спорная, однако она поддер-живается арбитражными судами.
В результате на лицевом счете налогоплательщика в налоговой инспекции постепенно образуется фиктивная переплата по НДС. Переоформление такой переплаты в законную форму своевременной и полной уплаты налога - доста-точно длительная и трудоемкая процедура, требующая выверки расчетов, а и иногда и проведения налоговой проверки. Кроме того, возможны ситуации, ко-гда налогоплательщик со временем может потребовать зачета или возврата "из-лишне" взысканных сумм налога в порядке, приведенном в главе 12 части пер-вой НК РФ.
На основании п.5 ст.174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п.5 ст.173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ. Действующая редакция этого пункта до-пускает двоякое толкование его требований в отношении налогоплательщиков (или лиц), перечисленных в п.5 ст.173 НК РФ. Для того, чтобы избежать воз-можность двойного толкования, представляется целесообразным в установлен-ном порядке изменить формулировку п.5 ст.174 НК РФ на следующую: "Нало-гоплательщики (налоговые агенты), а также лица, перечисленные в п.5 ст.173 настоящего Кодекса:" (далее - по тексту в соответствии с действующей редак-цией). Кроме того, с целью полного устранения противоречий, на наш взгляд, следует внести изменения и (или) дополнения и в ст.80 "Налоговая декларация" НК РФ. Например, абзац 2 п.1 данной статьи можно дополнить следующим предложением: "В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговая декларация представляется также лицами, не являющимися налогоплательщи-ками". Комплексное использование предложенного поможет, по нашему мне-нию, на законодательном уровне окончательно урегулировать рассмотренную проблему.
Заключение:
Итак, как показало проведенное исследование, упрощенная система нало-гообложения является разновидностью специальных налоговых режимов. Уп-рощенная система налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налого-вые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.
Организация или индивидуальный предприниматель имеют шанс приме-нять упрощенную систему налогообложения, если ими выполняются опреде-ленные требования законодателя в отношении осуществляемых видов деятель-ности, закрытый перечень которых приведен в пп.2-11 п.3 ст.346.12 НК РФ.
Кроме ограничений, связанных с осуществлением организацией (индиви-дуальным предпринимателем) определенных видов деятельности, Налоговый кодекс России накладывает и иные ограничения, наличие которых не позволяет воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Поэтому организаци-ям (индивидуальным предпринимателям), желающим перейти на упрощенную систему налогообложения, следует проверить, выполняются ли ими ограниче-ния, связанные с организационной структурой организации, численностью ра-ботников, участием в уставном капитале юридических лиц и стоимостью амор-тизируемого имущества.
Переход от упрощенной системы налогообложения на общий режим ис-числения и уплаты налогов может осуществляться в добровольном и обяза-тельном порядке. Основным критерием, не позволяющим пользоваться упро-щенной системой налогообложения, является ограничение по доходам налого-плательщика в сумму 15 млн. руб., исчисляемую нарастающим итогом с начала календарного года.