Введение:
Неотъемлемой частью любого государства в любые времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. Начало создания современной налоговой системы Российской Федерации было положено в 1990 г, декабре которого был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время разделом 8.1. Налогового кодекса Российской Федерации установлены четыре специальных налоговых режима, к ним относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В данной работе проведена оценка упрошенной системы налогообложения. Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2005 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись некоторые положения. Результатом такой работы явилось введение в действие с 1 января 2005 г новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. Основы действующей упрощенной системы налогообложения установлены главой 26.1 , которая была введена в действие федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2004. Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.
Глава 3:
Упрощенная система налогообложения, без сомнения, стала более удобной после внесения изменений 01.01.2003 г. и 01.01.2006 г. Но она не стала идеальной. Ее достоинства и недостатки были перечислены выше, однако для разработки рекомендаций коротко перечислим их снова:
1. Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению Книги учета доходов и расходов.
2. Облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности.
3. Упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов.
4. Юридические лица платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
5. Индивидуальные предприниматели не платят налог на доходы физических лиц.
6. Субъектам малого предпринимательства предоставляется право выбора объекта налогообложения - это могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
7. Субъекты малого предпринимательства не платят НДС и налог с продаж.
8. Широкий перечень расходов (расширен с 01.01.2006 г.), на которые можно уменьшить доходы.
9. Поправка в ст. 346.11 состоит в замене понятия «общая система налогообложения» на более емкий и обширный термин «иные режимы налогообложения». Происходит устранение ранее существовавшего противоречия. Отныне применение «упрощенки» не исключает одновременного использования налогоплательщиком иных моделей налогообложения (по ряду других осуществляемых им видов деятельности).
10. Ранее внереализационные доходы при определении права для перехода на УСН могли и не учитываться. Теперь ст.346.12 в части определения доходов ссылается на ст. 248 НК РФ, а не на ст. 249 НК РФ, как ранее. Планка дохода поднята до 15 млн. руб. вместо 11 млн. руб. (почти 27% прирост).
11. Поправка в п.4 ст.346.13 гласит, что теперь прекращение права применении УСН происходит при превышении 20-ти миллионного рубежа объемов реализации. Ранее было 15. Далее в законе отражено, что вновь объявленная планка ограничения объемов реализации будет ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор, т.е. учитывать реальную инфляцию в стране.
12. Значимой является поправка в п.2 ст.346.14, гласящая, что ранее существовавший категорический запрет по смене объекта налогообложения (в течение всего срока) заменен на трехлетний период. 2006 год как раз является третьим по счету годом применения УСН. Плательщикам, которым не нравится их объект налогообложения до 30 ноября необходимо подать заявление в налоговый орган и применять с 1 января новый объект налогообложения.
Заключение:
Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов. Малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.
Малому предпринимательству, его развитию и укреплению государство должно уделять особое внимание. В этом залог успешного перехода к рыночным отношениям, создания фундамента экономического роста.
Государством применяет меры для развития малого бизнеса.
В данной работе был рассмотрен вопрос эффективности применения УСНО малыми предприятиями по сравнению с общим режимом налогообложения, а также разработана методика выбора наиболее оптимального варианта УСНО из двух возможных.
Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса.
В данной работе был рассмотрен вопрос эффективности применения УСНО малыми предприятиями по сравнению с общим режимом налогообложения, а также разработана методика выбора наиболее оптимального варианта УСНО из двух возможных.
Безусловно УСНО обладает рядом преимущество сравнению с общим режимом. Так, например ряд налогов, такие как налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), ЕСН, НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.