Дипломная по теме: Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства

Название работы: Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ 7

1.1 История развития предпринимательства в России 7

1.2 Понятие и признаки малого предпринимательства по российскому законодательству 15

1.3 Правовые препятствия на пути развития малого предпринимательства 22

Глава 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 31

2.1 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства 31

2.2 Формы государственной поддержки малого предпринимательства 41

2.3 Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства 52

Заключение 64

Библиография 67

Выдержка:

Введение:

С переходом экономики Российской Федерации к новым экономическим отношениям, основанным на различных формах частной собственности, изменился и характер развития отношений в сфере общественного производства. Особым ресурсом экономики стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, и разновидностью которого являются в основном мелкие предприятия.

Положения Конституции Российской Федерации обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему - проблему собственности. Термин “собственность” и её формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Малое предпринимательство по накопленному в нём человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Особо нужно отметить следующие социальные факторы этого сектора.

- развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

- малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности;

- объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

- сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

- массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Всем этим и обусловлена актуальность темы исследования.

Главной целью данной работы является определение и выявление условий и механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

– выявить нормативно-правовую базу и теоретические основы предпринимательства в России;

– определить направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства;

– рассмотреть государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации;

– осуществить анализ взаимодействия федеральных органов государственного управления и органов местного самоуправления.

Для решения названных задач необходимо осуществить анализ источников информации по вопросам предпринимательской деятельности, а также выявить мнения ученых и специалистов в области государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами, являющиеся частью объективно существующих общих принципов управления государством:

– законность;

– целесообразность;

– справедливость;

– сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательской деятельности;

– взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов;

– соблюдение интересов государства и предпринимателя.

Мера участия государства в предпринимательском процессе в значительной степени зависит от общественно политического строя страны, государственного устройства и складывающейся экономической ситуации на мировом рынке.

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере малого предпринимательства.

Глава 2:

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрена упрощённая система налогообложения, учета и отчетности. Её действие распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (до 15 человек). Эта система подразумевает замену уплаты налога на прибыль, н. с продаж, н. на имущество и единого социального н. уплатой единого налога на вменённый доход. Такие субъекты также не платят налог на добавленную стоимость, если товар не ввозится на таможенную границу РФ.

Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники фондового рынка, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и другие субъекты, для которых установлен особый порядок ведения бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.

Правительство РФ приняло решение о том, что ежеквартальные отчеты в налоговую инспекцию для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, будут отменены. Об этом сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на заседании всероссийского форума "Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития РФ в XXI веке".

Законопроектом, вносящим изменения в Налоговый кодекс, предполагается замена ежеквартальных налоговых деклараций ежегодной налоговой декларацией для предприятий, работающих по упрощенной схеме налогообложения.

Упрощенная система налогообложения была создана специально для некрупных предприятий и подразумевает уплату одного налога вместо единого социального налога, налога на имущество и налога на прибыль организаций. Кроме того, применяющие такой спецрежим налогообложения предприятия не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Перейти на такой режим налогообложения могут только те предприятия, которые удовлетворяют установленным законом критериям по доходности, численности и так далее.

В настоящее время для упрощенной системы налогообложения отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, налоговым периодом - год.

Кроме решения об отмене ежеквартальной отчетности, правительство РФ в целом одобрило основные направления налоговой политики РФ на 2009 год и плановый период на 2010-2011 годы, сообщил статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

Интересен пример из практики:

Индивидуальный предприниматель закупал за наличный расчет ткань и упаковочный материал, затем на основании договора на оказание услуг передавал их другому предпринимателю для пошива постельного белья, выплачивая ему вознаграждение за услуги по пошиву, получал изготовленные комплекты постельного белья в упакованном виде и реализовывал их покупателям за наличный расчет через торговую точку. В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом был сделан вывод о том, что предприниматель, осуществляя деятельность по производству швейных изделий и их реализацию за наличный расчет, должен был уплачивать налоги в соответствии с общей системой налогообложения, однако необоснованно применял специальный налоговый режим в виде ЕНВД в отношении розничной торговли. По результатам проверки налоговым органом были вынесены решения о начислении НДС, НДФЛ, ЕСН, пеней, а также о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности. Предприниматель не согласился с вынесенными решениями, полагая, что осуществляемая им деятельность по розничной торговле швейными изделиями, изготовленными третьим лицом, подпадает под обложение ЕНВД, и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Решением суда первой инстанции заявление предпринимателя было удовлетворено. Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, в удовлетворении заявления предпринимателя отказал. Суд счел, что деятельность предпринимателя не относится к торговой, поскольку направлена на создание новых (измененных) товаров из закупленного сырья, и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, в связи с чем налоговым органом обоснованно начислены налоги и пени. Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям: согласно статье 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется, в том числе, в отношении деятельности по розничной торговле.

Заключение:

На основании проведенного исследования можно сделать следующие краткие выводы по теме работы.

Итак, малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Очевидно, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: пока еще несовершенное законодательство бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь до сих пор происходит монолог со стороны государства (несмотря на тенденцию по либерализации малого бизнеса), которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Малый бизнес замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Как было сказано Президентом, - «Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.

Проанализировав действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность мы пришли к следующим выводам и предложениям:

1. На федеральном уровне необходима программа государственной поддержки малого предпринимательства минимум до 2020 года, что даст возможность не только определить реальные сроки разработки законодательных и нормативных актов, но и осуществить поэтапный контроль за реализацией намеченных мероприятий.

2. В целях дебюрократизации внешней среды функционирования малого бизнеса необходимо провести ревизию действующего законодательства для ликвидации избыточных функций органов власти по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью предприятий малого бизнеса и оптимизировать нормативные правовые основы администрирования малого предпринимательства со стороны государства.

3. Для оптимизации работы по реализации перечисленных мер, необходимо создать правовой механизм взаимодействия власти и предпринимательской общественности.

4. Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства. Это должно быть обеспечено путем разработки и введения в действие соответствующих глав специальной части Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих применение следующих видов систем налогообложения субъектов малого предпринимательства: упрощенной системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и системы налогообложения для определенных видов деятельности (единый налог на вмененный доход). При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не должен содержать норм, напрямую обязывающих субъекты малого предпринимательства переходить на указанные системы налогообложения.

5. Также, целесообразно внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, позволяющие более четко установить порядок финансирования государственной поддержки малого предпринимательства, уточнить другие законодательные акты в части функций соответствующих государственных органов.

Итак, поддержка малого предпринимательства на сегодняшний день является одной из приоритетных государственных задач. Она осуществляется и в форме целевых субсидий, и в виде единоразового пособия на открытие собственного дела, и через систему региональных гарантийных фондов. Реализация программ поддержки малого бизнеса, по мнению экспертов, позволит объединить усилия государственных структур, различных ответственных министерств и ведомств, а также региональных властей. В долгосрочной перспективе это должно привести к формированию благоприятного делового климата и устойчивого среднего класса в России.

Похожие работы на данную тему