Введение:
В рыночной экономике место и роль субъектов малого предпринимательства определяется его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство участвует в формировании рыночной конкурентной среды, обеспечивает занятость высвободившегося из государственного сектора населения, развивает наукоемкое производство.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства являются базовой составляющей рыночной экономики любого государства, в том числе России. Малый бизнес - локомотив, который выведет экономику страны на процветающие рельсы.
На сегодняшний день количество зарегистрированных предприятий в расчете на 100 тысяч человек населения в целом по России составляет 613,7 единиц. Для России малое предпринимательство представляет собой тот сектор экономики, развитие которого способно оказать в будущем самое позитивное воздействие на социально-экономическое положение как страны в целом, так и ее регионов.
Однако в силу объективных и субъективных факторов малый бизнес не способен самостоятельно обеспечивать собственный рост и плодотворное развитие, ему необходима государственная поддержка, и в первую очередь, в сфере налогового законодательства.
Для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1. Налогового кодекса, далее НК РФ);
2) упрощенная система налогообложения (глава 26.2. НК РФ);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (26.3. НК РФ).
Моя работа построена на изучении одного из специальных режимов, а именно: на исследовании упрощенной системы налогообложения. На мой взгляд, она является наиболее демократичной системой налогообложения, так как подразумевает не только добровольный порядок перехода на данный налоговый режим, но и самостоятельный выбор налогоплательщиком объекта обложения.
Многие предприниматели, прекрасно разбираясь в нюансах производственной, торговой деятельности, тем не менее слабо представляют преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, каких проблем она позволяет избежать, а с какими придется столкнуться.
Изложенное выше дает основание считать выбранную тему исследования актуальной в области развития налогового учета малых предприятий.
Целью данной работы является выявление особенностей учета субъектами малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, определение преимуществ и недостатков этой системы, положительных либо отрицательных последствий замены общего режима на упрощенную систему налогообложения, а также исследование наиболее приемлемого для налогоплательщика порядка применения предоставленных налоговым законодательством РФ вариантов действующей упрощенной системы налогообложения.
Глава 3:
Из таблицы № видно, что самым оптимальным вариантом для ООО «Проф - Союз XXI век» является вариант упрощенной системы налогообложения с применением объекта обложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. При применении общего режима организации пришлось бы уплатить в бюджет почти в 7 раз большую сумму налога, чем при упрощенной системе налогообложения.
Однако, необходимо помнить, что ООО «Проф - Союз XXI век» было создано только в III квартале 2004 года, вследствие чего выручка от реализации услуг составила всего лишь 15 000 руб. А в VI квартале, когда у предприятия появилось больше клиентов, доходы фирмы увеличились до 109 975 руб. И, скорее всего, в следующем налоговом периоде прибыль организации будет расти. Вследствие чего налогооблагаемая база при применении упрощенной системы налогообложения будет увеличиваться. Но при тех же условиях, при применении общего режима налогообложения база для исчисления налога на добавленную стоимость тоже увеличится.
Проиллюстрируем это на примере исследуемого объекта – ООО «Проф -Союз XXI век». Допустим, что в I квартале 2005 года выручка от реализации услуг увеличилась в 2 раза по сравнению с предыдущим кварталом. При этом расходами организации будут только арендные платежи и заработная плата.
Получаем, что выручка от реализации составляет:
219 950 руб. (109 975 руб. x 2).
Тогда при применении упрощенной системы налогообложения, при выборе объекта обложения – доходы, сумма единого налога будет равна:
13 197 руб. (219 950 руб. x 6%).
Если предприятие выбрало бы объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то величина единого налога составила бы:
20 572 руб. [(219 950 руб. – 82 800руб.) x 15%]
При общем режиме налогообложения ООО «Проф – Союз XXI век» в I квартале 2005 года уплатило бы в бюджет:
1) НДС на сумму 24 400 руб. (в 2005 году ставку берем 18%)
2) НДФЛ = 2 600 руб.
3) ЕСН = 5 200 руб. (ставка налога в 2005 году 26%)
4) налог на имущество = 726 руб.
5) налог на прибыль = 25 638 руб.:
(186 398 руб. – 50 848 руб. – 22 800 руб. – 5 200 руб. – 726 руб.)*24%
ИТОГО: 58 564 руб. (общая величина налога за первый квартал 2005 года).
Заключение:
На основании проведенного в данной работе исследования применяемой в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения можно говорить о том, что данный налоговый режим является мощным стимулом развития малого бизнеса.
Она позволила в 2 раза снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, предоставила самостоятельный выбор объекта налогообложения, что делает возможным при прогнозе налогового бремени учесть специфику деятельности организации.
Проведенный эксперимент с изменением режимов налогообложения на примере ООО «Проф–Союз XXI век» показал, что применение упрощенной системы вновь созданной организацией позволило снизить величину налогов в 4,5 раза. Кроме того, возможность добровольного выбора объекта налогообложения также способствует эффективной оптимизации налогообложения малых предприятий.
На примере ООО «Проф–Союз XXI век» установлено, что для организации не всегда более выгодно в качестве объекта налогообложения определять доходы, уменьшенные на величину расходов. Так, в I квартале 2005 г. предприятие, используя объект налогообложения – доходы, уплатило в бюджет в 1,5 раза меньшую сумму налогов, чем при выборе объекта – доходы минус расходы.
Однако функционирование упрощенной системы налогообложения затруднено из-за пробелов и недостатков в законодательстве. Исследование, проведенное в данной работе, показывает необходимость продолжения реформирования налогообложения малого бизнеса.
В первую очередь, на мой взгляд, необходимо внести ряд дополнений в Налоговый кодекс РФ. Во-первых, он должен содержать определение понятию малого бизнеса. Во-вторых, следует более четко определить порядок и сроки перехода организаций с УСН на общий режим налогообложения. В-третьих, необходимо внести ясность в вопрос о порядке определения дохода, превысив который налогоплательщик теряет право на применение данного специального режима.
Также, проходящее реформирование системы налогообложения должно предоставить право тем, кто выбрал в качестве объекта налогообложения выручку, перейти на выбор объекта налогообложения в виде чистого дохода. Кроме того, считаю целесообразным разрешить малым предприятиям совмещать упрощенную систему с выплатой НДС.
Анализ применения упрощенной системы налогообложения показывает необходимость ведения бухгалтерского учета в общеустановленном порядке.
Во-первых, вести учет основных средств и нематериальных активов необходимо. Это прямо предусмотрено Федеральным законом № 191-ФЗ. Во-вторых, не исключено, что организация откажется от применения упрощенной системы налогообложения. Восстановление бухгалтерского учета в таком случае обернется значительными трудовыми и материальными затратами. В-третьих, посмотрев на порядок ведения налогового учета, можно сделать вывод, что ведение Книги учета доходов и расходов ни в коем случае не дает возможности отражать все хозяйственные операции организации. Вследствие чего ни руководитель организации, ни бухгалтер или иные пользователи не смогут владеть информацией о финансовом состоянии предприятия.