Введение:
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется расчётам с дебиторами и кредиторами. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с покупателями и заказчиками.
В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, ибо правила игры, сложившиеся на российском рынке, по¬зволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации огра¬ниченных ресурсов, вовлекаемых в производство. Однако времена по¬лучения легкой прибыли прошли и поэтому предприятия вынуждены управлять дебиторской задолженностью таким образом, чтобы, не сорвав выполнение производственной программы, минимизировать при этом все возможные затраты, связанные с покупкой и хранением.
Глава 3:
Для того, чтобы эффективно управлять долгами, ОАО «ЗЭиМ» необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.
Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй «дилеммой» является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
Заключение:
В данной работе были проведены следующие мероприятия: рассмотрена экономическая сущность расчетов с дебиторами; проведен анализ дебиторской задолженности на предприятии; проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЗЭиМ»; даны рекомендации по управлению дебиторской задолженностью на ОАО «ЗЭиМ».
ОАО «ЗЭиМ» — материнская компания бизнес системы, состоящей из сети дочерних и аффилированных фирм. Компания специализируется на разработке и производстве комп¬лекса средств для автоматизированных систем управления технологическими процессами.
Основные потребители продукции - тепловая и атомная энергетика; химическая, металлургическая, нефтяная, газовая промышленность; машиностроение промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс, объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.