Введение:
В новой, демократической России весьма длительное время не удавалось преодолеть привычные для советских политиков и управ¬ленцев представления об иерархии законов и подзаконных актов, о всесилии законодательной власти Съезда Советов как высшего представительного органа власти и о других принципах советской правотворческой власти, руководимой КПСС.
С другой стороны, ложно понятый лозунг суверенитета не толь¬ко республик, но и краев, областей и иных субъектов РФ, приводил к явному несоответствию некоторых норм Конституций и законо¬дательства субъектов РФ федеративной Конституции и законам.
После принятия новой Конституции РФ 1993 г. многие из этих трудностей преодолены или во всяком случае не стоят так остро, как это было прежде.
На мой взгляд, следует признать, что правовая система современ¬ной России была и остается системой государства европейской континентальной «семьи». Поэтому ей присущи особенности источников права государства континентальной Европы.
Вряд ли в современных условиях можно согласиться на столь радикальные перемены правовой системы, чтобы в России было «все как в США или Великобритании», в том числе и прецедентная по своим главным источникам правовая система «общего права». С другой стороны, малоперспективны призывы «идти своим путем», возвращаясь, в частности, к правовой системе государств восточнославянской культуры. Признавая справедливыми положе¬ния В.Н. Синюкова о реально существовавшей самобытной для России правовой системы восточнославянского типа, об особенностях состояния правосознания населения России, трудно увидеть те самобытные формы законодательства или иных источников права, которые обеспечивали бы успешное развитие Российской государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать «самобытное», без ориентации на международный опыт, развитие права, не рискуя снова (как это было совсем недавно) оказаться в международной изоляции.
Глава 3:
Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся «под» законом, т.е. являются подзаконными.
Вместе с тем подзаконность нормативных юридичес¬ких актов не означает их «меньшую» юридическую обяза¬тельность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.
Было бы неверным недооценивать социаль¬ное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они зани¬мают важное место во всей системе нормативного регули¬рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образу¬ют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой «ниже расположенной» государственной инстанции должен не только находиться «под» законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, кото¬рые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры долж¬ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значе¬ние, например актам Министерства финансов.
В теории права существует немаловажная проблема - соответствие подзаконных актов самим законам, что выражается в принципе «верховенства закона».
«Верховенство закона» как принцип правового государства означа¬ет не только обязательность исполнения закона, но и обязательное соот¬ветствие всех иных нормативно-правовых актов закону, в том числе соот¬ветствие законов субъектов федерации федеральным законам.
Заключение:
Итак, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что все прочие нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Их юридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице государственного аппарата.
Акты Президента. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ .
Акты Правительства РФ. Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.
Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Спе¬цифика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.
Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого, предпринимательства и т.д.). Принимаемые им акты: во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни; во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений; в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов. В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения же, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.