Введение:
В переводе с латыни «конституция» означает «установление, учреждение, устройство». Как Основной Закон государства и общества Конституция имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений. Конституция Кыргызской Республики закрепляет основы конституционного и общественно-экономического строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.
Конституция Кыргызской Республики была принята 5 мая 1993 года на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан. Введена в действие Законом Кыргызской Республики от 5 мая 1993 года N 1186-XII.
Конституция Кыргызской Республики состоит из 8 глав и преамбулы.
В Главе I изложены общие принципы и устройство и деятельность Кыргызской Республики. Включает статьи с 7 по 12.
Вторая глава посвящена гражданам Кыргызской Республики, включает статьи о гражданстве (13-14), устанавливает права и свободы человека (ст. 15-20) и права и свободы гражданина (21-41). Конституция устанавливает основы правового статуса человека и гражданина. Она признает личные права и свободу (на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну сообщений), политические (право проводить митинги, шествия), экономические, социальные и культурные права и свободы.
Глава III фиксирует процесс избрания (ст. 43-45) и полномочия (ст. 46-53) Президента КР – главы государства и высшего должностного лица Кыргызской Республики, Главнокомандующего Вооруженными Силами Кыргызской Республики, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
В Главе IV рассматривается Жигорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики, представительный орган КР, осуществляющий законодательную власть.
В Первом разделе речь идет о Законодательном собрании и Собрании народных представителей (ст. 58-63). Устанавливается, кто может быть членом Законодательного Собрания или Собрания народных представителей и какими полномочиями они наделены. Во Втором разделе описывается порядок проведения законодательной деятельности (ст. 64-68).
Глава 2:
Досрочное прекращение полномочий депутата Законодательного собрания и депутата Собрания народных представителей, а также лишение его полномочий осуществляются постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов.
Конституция наделяет Законодательное собрание Жогорку Кенеша широкими полномочиями. К его ведению относится:
• внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики в установленном Конституцией порядке;
• принятие законов Кыргызской Республики;
• официальное толкование Конституции и принятых им законов;
• изменение границ Кыргызской Республики;
• одобрение законов, принятых Собранием народных представителей;
• избрание по представлению Президента Кыргызской Республики Председателя Конституционного суда Кыргызской Республики, его заместителя и судей Конституционного суда Кыргызской Республики; решение вопроса об освобождении их от должности в случае и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией;
• избрание одной трети состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
• назначение одной трети аудиторов Счетной палаты;
• ратификация и денонсация международных договоров;
• введение чрезвычайного положения, утверждение или отмена указов Президента Кыргызской Республики по этому вопросу;
• решение вопросов войны и мира; введение военного положения, объявление состояния войны, утверждение или отмена указов Президента Кыргызской Республики по этим вопросам;
• решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
• установление воинских званий, дипломатических рангов, классных чинов и иных специальных званий Кыргызской Республики;
• учреждение государственных наград и почетных званий Кыргызской Республики;
• издание актов об амнистии;
• заслушивание ежегодных отчетов Премьер-министра, а также назначаемых или избираемых Законодательным собранием органов и должностных лиц с учетом положений настоящей Конституции о самостоятельности и независимости этих органов и должностных лиц;
• выдвижение обвинения против Президента Кыргызской Республики для отрешения его от должности.
К ведению Собрания народных представителей Жогорку Кенеша относятся:
• внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики; принятие законов в предусмотренных Конституцией случаях;
• одобрение законов, принятых Законодательным собранием, в случаях, установленных Конституцией;
• официальное толкование Конституции и принятых им законов;
• утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
• изменение границ Кыргызской Республики;
• решение вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики;
• назначение выборов Президента Кыргызской Республики;
• дача согласия на назначение Премьер-министра Кыргызской Республики;
• дача согласия на назначение Генерального прокурора Кыргызской Республики;
• дача согласия на назначение Председателя Правления Национального банка Кыргызской Республики;
Заключение:
Итак, Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства. Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:
• верховенства власти народа;
• разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;
• ответственности государственных органов перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;
• разграничения функций государственной власти и местного самоуправления.
Человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно. В Кыргызской Республике признаются и гарантируются основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, межгосударственными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Кыргызской Республикой. В то же время осуществление прав и свобод гражданином Кыргызской Республики неотделимо от его обязанностей, выполнение которых необходимо для обеспечения личных и государственных интересов.
Президент Кыргызской Республики является главой государства, высшим должностным лицом Кыргызской Республики. Конституция Кыргызской Республики наделяет Президента КР широкими полномочиями. Президент Кыргызской Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Кыргызскую Республику внутри страны и в международных отношениях, принимаем меры по охране суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом.
Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство Кыргызской Республики, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, местная государственная администрация. Деятельность Правительства Кыргызской Республики, являющегося высшим органом исполнительной власти, возглавляет Премьер-министр Кыргызской Республики. Правительство состоит из Премьер-министра Кыргызской Республики, Вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов Кыргызской Республики. Правительство Кыргызской Республики решает все вопросы государственного управления, за исключением полномочий, отнесенных Конституцией к компетенции Президента Кыргызской Республики и Жогорку Кенеша. Правительство Кыргызской Республики издает постановления и распоряжения обязательные к исполнению на всей территории Кыргызской Республики всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами, а также организует, проверяет и обеспечивает их исполнение.
Правительство Кыргызской Республики руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, административных ведомств и органов местной государственной администрации. Исполнительную власть в областях, районах и городах осуществляет местная государственная администрация.
Также в систему органов исполнительной власти входят местные государственные администрации. Местные государственные администрации действуют на основе Конституции и законов Кыргызской Республики. Решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории.