Введение:
Конституция – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового законодательства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.
Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.
Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя. Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Состоит из двух разделов. Открывает Конституцию РФ преамбула. Первый раздел включает в себя 9 глав.
В Главе 1 (ст. 1-16) излагаются основы конституционного строя РФ – демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Во Главе 2 (ст. 17 – 64) фиксируются права и свободы человека и гражданина. Согласно Конституции РФ, в стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Они включают личные (гражданские) права и свободы (право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну сообщений), политические (право участвовать в управлении делами государства), экономические, социальные и культурные права и свободы. Глава 3 (ст. 65 – 79) отражает федеративное устройство Российской Федерации. Перечисляется, какие субъекты находятся в составе Российской Федерации, определяется статус республики, разграничиваются полномочия РФ и субъектов РФ. Глава 4 (ст. 80 – 93) посвящена Президенту РФ – главе государства, гаранту Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Описывается порядок избрания Президента и отстранения его от должности. Определяются его полномочия. Состав, порядок работы и полномочия федерального собрания – парламента РФ – изложены в Главе 5 Конституции (ст. 94 – 109). Правительству Российской Федерации, осуществляющему исполнительную власть, отводится Глава 6 (ст. 110 – 117). Фиксируется состав Правительства, его полномочия. Глава 7 (ст. 118 – 129) посвящена судебной власти. Конституция отмечает, какими полномочиями наделяются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд. В Главе 8 (ст. 129 – 133) рассматривается местное самоуправление. В заключительной 9 Главе (ст. 134 – 137) устанавливается порядок принятия поправок к Конституции и пересмотра Основного Закона страны. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения по Конституции.
Глава 2:
Законопроект, представленный Королем или от его имени, еще не принятый Второй Палатой или совместным заседанием Парламента, может быть изменен Палатой или Совместным заседанием.
Любой законопроект, представленный на рассмотрение Второй Палате или совместному заседанию Парламенту, который еще не принят, может быть изменен Палатой или совместным заседанием.
Как только Вторая Палата одобряет законопроект, он посылается в Первую Палату, которая должна рассмотреть законопроект. Вторая Палата может выделить одного или несколько своих членов для защиты законопроекта.
Законопроект станет Законодательным актом Парламента сразу после его принятия Парламентом и ратифицирования Королем.
Публикация и вступление в силу Законодательных актов Парламента регулируется Постановлением Парламента. Они вступают в силу только после публикации.
Общие исполнительные приказы издаются Королевским Указом.
Любые постановления, к которым устанавливается наказание, воплощаются в такие приказы только в соответствии с Постановлением Парламента. Наказание определяется Постановлением Парламента.
Публикация и вступление в силу общих исполнительных приказов регулируется Постановлением Парламента. Они вступают в силу только после публикации.
Королевство не имеет права заключать договора или отказываться от их заключения без предварительного одобрения Парламентом.
Заключение:
Итак, Конституция - Основной Закон государства. Рассмотренные Конституции регулируют широкую сферу общественных отношений. Конституции РФ, КР и Голландии закрепляют основы конституционного и общественно-экономического строя государств, их территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливают правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
Большое внимание Конституции трех стран уделяют правам и свободам человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности. Для положения человека в обществе особо важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государствами независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Следует отметить, что они соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права.
Конституция Российской Федерации занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.