Введение:
В мировой практике референдум – это осуществляе¬мое путем тайного голосования утверждение (или неутвер¬ждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными дей¬ствиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например при¬нятие конституции или внесение в нее поправок), что спе¬циально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума – желание государственной власти получить одобрение како¬го-то своего акта, когда она не решается брать на себя от¬ветственность.
Исход референдума может иметь императивное значе¬ние, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т.д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными». Например, таковыми были в 70–80-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и дру¬гих западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но несмотря на это, парламент все же принял такой закон.
Разновидностью референдума является плебисцит, ко¬торый применяется для легитимизации того или иного госу¬дарственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы ка¬кой-либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибе¬гали авторитарные правительства, добивавшиеся поддерж¬ки народа.
Инициатива референдума может исходить и от избира¬телей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейца¬рия). В этих случаях он часто приобретает антиправитель¬ственную направленность. Возможна ситуация, когда рефе¬рендум носит чисто факультативный характер.
Глава 4:
Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в референдуме Российской Федерации путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума Российской Федерации, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, или иным путем, либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума Российской Федерации и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме Российской Федерации, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Исходя из объема моей работы я постараюсь кратко рассмотреть фабулы правонарушений и преступлений и соответствующие им наказания, исходя из действующих на сегодняшний день административного и уголовного законодательства.
Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение редакцией периодического печатного издания установленного законодательством Российской Федерации порядка опубликования документов и другой информации, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, - влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями средств массовой информации условий доступа кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума к средствам массовой информации, порядка предоставления им эфирного времени и выделения печатной площади, а равно оказание в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, предпочтения какому-либо кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности, - влечет наложение штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах условий рекламирования коммерческой деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций, на рекламирование коммерческой деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные указанным законодательством, - влечет наложение штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Проведение предвыборной агитации или агитации при проведении референдума организациями, которым участие в ее проведении запрещено законом, - влечет наложение штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов либо референдумов агитационных печатных или аудиовизуальных материалов без письменного подтверждения согласия соответствующего зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, а также агитационных печатных или аудиовизуальных материалов, не содержащих установленной законом информации об их тираже и о дате выпуска, о наименовании и об адресе организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего агитационные печатные или аудиовизуальные материалы, о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавшего изготовление этих материалов, а равно изготовление агитационных печатных или аудиовизуальных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно либо неполно, - влечет наложение штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией незаконных агитационных материалов.
Подкуп избирателей, участников референдума, осуществляемый юридическими лицами, прямо или косвенно участвующими в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (вручение в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, вознаграждение избирателей, осуществлявших организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением разрешенных законом, предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, равно как и воздействие на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг, в том числе по итогам голосования, и других материальных благ, предоставления услуг иначе чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления), а также осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах - влечет наложение штрафа в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Заключение:
Конституции и уставы субъектов Российс¬кой Федерации предусматривают право граждан на непос¬редственное участие в осуществлении государственной вла¬сти в форме референдума. Права граждан на участие в ре¬ферендуме субъектов РФ закреплены в Федеральном зако¬не «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Системы проведения референдума во многом повторяют федеральную модель, но в то же время обладают, хотя и не принципиальными, различиями. Для примера приведу соответствующий порядок, предусмотрен¬ный Уставом Амурской области. Здесь право на участие в областном референдуме и выборах, а также право подпи¬сания подписных листов в поддержку народной инициативы имеют граждане Российской Федерации, обладающие из¬бирательным правом и постоянно проживающие на терри¬тории области. Референдум области или общее голосование населения области проводятся для принятия закона или ре¬шения по важнейшим вопросам государственной или обще¬ственной жизни области, входящим в компетенцию законо¬дательной или (и) исполнительной власти области.
На референдум субъекта РФ могут быть вынесены воп¬росы, находящиеся в ведении субъекта РФ, а также в со¬вместном ведении, что установлено Конституционным Су¬дом РФ в Постановлении от 10 июня 1998 г. На местный ре¬ферендум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ве¬дении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных орга¬нов местного самоуправления могут быть установлены воп¬росы, подлежащие вынесению на референдум.
В то же время на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полно¬мочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного са¬моуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местно¬го самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной вла¬сти субъекта РФ или органов местного самоуправления, пер¬сональном составе органов государственной власти субъек¬тов РФ и органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюд¬жета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспе¬чению здоровья и безопасности населения.
На референдум субъекта Российской Федерации не мо¬гут также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, на местный референдум – вопро¬сы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.