Курсовая практика по теме: Национально-государственное устройство РФ

Название работы: Национально-государственное устройство РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Конституционное право

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 5

2. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ 12

3. РОССИЯ — СУВЕРЕННОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Выдержка:

Введение:

Национально-государственное устройство - национальное и администра-тивно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и ме-стными органами и государственной властью. Организация государства рас-сматривается с точки зрения распределения государственной власти и государ-ственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. В современном обществе наблюдается многообразие форм государственного устройства в различных государствах, поэтому анализ национально-государственного устройства Российской Федерации на основе сравнительного анализа с другими государствами представляет определенный интерес и определяет выбор данной темы.

В самом общем и популярном понимании государство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру и включает: 1) представительные (законодательные) орга-ны власти; 2) главу государства - президента; 3) правительство, министерства и иные органы управления; 4) правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию; 5) армию и разведку; 6) исправительно-трудовые учреждения для лиц, отбывающих наказание.

Целью данной работы является изучение признаков и особенностей на-ционально-государственного устройства РФ. В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:

 изучение понятия и видов государственного устройства;

 анализ Российской Федерации как федеративного государства;

 анализ основных особенностей государственного устройства Российской Федерации.

Государственные органы тем или иным образом взаимосвязаны и органи-зованы в единое целое. Способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризуется способами образования высших органов государственной власти, порядком распределения между ними полномочий. Различают две основные формы правления: монархию и республику. При мо-нархии высшая власть в государстве принадлежит одному лицу - монарху, унаследовавшему престол или избранному пожизненно. При республиканской форме правления высшую государственную власть осуществляет выборный ор-ган (парламент, сенат), избранный населением на определенный срок, как пра-вило, в ходе прямых и тайных выборов. Имеются государства, в которых выс-шая власть одновременно принадлежит и монарху, и представительному органу власти, избранному населением. Такие государства называются ограниченной или конституционной монархией.

Глава 3:

В вертикальном срезе единство системы государственной власти проявля-ется в определенной структурной схожести органов государственной власти субъектов федерации и федеральных органов государственной власти. Оно тре-бует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из феде-ральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основ-ного закона) Алтайского Края. - Российская газета, 1 февраля 1996 г.), ориенти-ровались на общие принципы и формы деятельности. Это единство обеспечива-ет особое построение Федерального Собрания, где одна из палат - Совет Феде-рации - формируется из представителей от каждого субъекта Российской Феде-рации: по одному от представительного и исполнительного органов государст-венной власти (ст. 95 Конституции); верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов (ч. 2 ст. 4); издание федеральных правовых актов, устанавливающих общие принципы организации и деятельности пред-ставительных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации (ч. 1 ст. 77); деятельность Президента Российской Федерации как гаранта Конституции (ч. 2 ст. 80); осуществление федеральными органами го-сударственной власти координационных полномочий (см., например, Указ Пре-зидента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации". - Российская газета, 16 марта 1996 г.); судебный контроль (ст. 46, 125), прокурорский надзор. В отно-шении органов исполнительной власти, которые по определенным вопросам образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (см. комментарий к ч. 2 ст. 77), Президент Российской Федерации наделяется пра-вом приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательст-вам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и граждани-на до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на разграниче-нии предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Россий-ской Федерации. В этом заключается принцип разделения властей по вертика-ли, последовательная реализация которого гарантирует необходимую само-стоятельность и полновластие государственных органов в установленных гра-ницах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отноше-ние к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Без такого раз-деления властей нет федерации.

Заключение:

Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского госу-дарства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого пере-хода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реали-зации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интере-сов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственно-сти, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоя-тельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движе-ние капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благопри-ятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и буду-щих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реа-лизации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные га-рантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопас-ности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федера-лизм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и осо-бенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лише-ниям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и сво-бод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

Похожие работы на данную тему