Дипломная по теме: Этнорелигиозные конфликты на Северном Кавказе

Название работы: Этнорелигиозные конфликты на Северном Кавказе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Другое

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 5

1.1. Экономико-географическое положение Северного Кавказа и национальный состав населения 5

1.2. Основные этапы колонизации Северного Кавказа Россией 11

1.3. Особенности национального состава и религии как факторы активизации этно-религиозных конфликтов на Северном Кавказе 18

1.4. Особенности национального характера как фактор активизации этнорелигиозных конфликтов на Северном Кавказе 22

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 25

2.1. Предпосылки и условия для обострения этнорелигиозных конфликтов на Северном Кавказе в связи с развалом СССР 25

2.2. Обострение национального самосознания как фактор возникновения этнорелигиозных конфликтов на Северном Кавказе 28

2.3. Территориальные различия в интенсивности этно-религиозных конфликтов на Северном Кавказе 34

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 46

3.1. Современные проблемы решения этно-религиозных конфликтов на Северном Кавказе 46

3.2. Пути решения этно-религиозных конфликтов на Северном Кавказе 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

ЛИТЕРАТУРА 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Выдержка:

Введение:

Современный Кавказ – регион, где в настоящее время

активизируются геополитические конфликты, которые увязывают с высоким уровнем социальных противоречий в сфере национально-государственного устройства, межэтнических отношений, с повышением статуса народов в иерархии национально-государственных образований. Значимым фактором является также то, что в данном регионе активно контактируют этносы различных социокультурных типов и различных конфессиональных ориентаций (прежде всего христианства и ислама).

При этом всё чаще ислам рассматривается как специфическая мобилизационная идеология для кавказских народов, как важнейший фактор нового национального самосознания, как основание для создания самостоятельных государственных образований. В данном контексте резко повышается значение объективной рефлексии культурного статуса ислама в единстве с традиционными основаниями национального самосознания. Это обстоятельство (религия в единстве с традиционной культурой), все чаще рассматривают, как основную причину этнического экстремизма не только

на Кавказе, но и в современной России (в последнем случае в привязке к

православию и другим конфессиям), тогда как это лишь следствие более глубоких этнических процессов, обусловленных кризисным состоянием этносов.

Глава 3:

Отсутствие у российского государства внятной национальной политики привело к тому, что критерием определения опасности (внутренней угрозы безопасности) стали национальная принадлежность и религиозные убеждения российских граждан. Наиболее крайним отражением этой тенденции стала легитимизация понятия "лица кавказской национальности". Подобное положение не могло не сказаться на появлении организационно оформленных этноконфессиональных движений регионального и общероссийского масштабов, и они все активнее включаются в политическую борьбу за власть.

Нет необходимости говорить, что многое в стабилизации ситуации на Северном Кавказе зависит от самочувствия живущего там русского народа. Сегодняшняя ситуация с находящимся там русским и русскоязычным населением вызывает тревогу. Сокращение их числа и соответственно удельного веса в Чечне также является одной из основных причин крайне негативного отношения окружающего республику русских областей к жителям Чечни. Впрочем, такие процессы характерны и для других республик Северного Кавказа.

Так, по сообщениям прессы, русских в Ингушетии осталось менее 2%, в Дагестане, где еще 10 лет назад их было около 12%, сейчас около 6%, а в столице Северной Осетии русская община за последнее десятилетие уменьшилось с 50% до 30%. В Карачаево-Черкессии каждая третья русская семья желает покинуть эту республику . Между тем, в современной России, по всей видимости, только одна социальная прослойка может начать реальный процесс возвращения на Кавказ (вслед за отдельными священниками) - это казаки. Правда, до сих пор они еще не предпринимали таких попыток, но недавнее назначение бывшего командующего Северо-Кавказского военного округа генерала Г. Трошева Советником Президента РФ по вопросам казачества показывает, что Кремль всерьез озаботился возрождением русской северокавказской общины. Такая политика также способствовала бы снижению межэтнического напряжения и помогла бы избежать бытовых вспышек национализма.

Фактическое поражение Москвы в первой чеченской войне, безусловно, сильно уязвило национальное самосознание русских. Российское общество, при всем неоднозначном отношении к самой войне, резкой критике президента и правительства за ход развития событий на Северном Кавказе, в целом не ожидало такого исхода событий. Наличие сепаратистских настроений в регионе и антироссийская (антирусская) риторика, которую позволяли себе некоторые северо-кавказские деятели, еще более увеличивали отчуждение и негативистское отношение россиян к Северному Кавказу и кавказцам.

Заключение:

Активное изменение этнического состава населения – одна из типологических черт Северного Кавказа, большинства его регионов. Во временных этнополитических условиях полиэтничность нередко используется, как дестабилизирующий фактор. Пестрая этническая мозаика в районе – это результат ряда знаковых событий исторического прошлого, а также современных этнополитических процессов, которые определили характер эволюции этномиграционных процессов в регионе. Главными событиями, вызвавшими на определенном этапе развития региона изменения в этнической структуре, географии и масштабах миграции являются – колонизация и Кавказская война, депортации довоенного и военного периода, усиление дифференциации региональных особенностей урбанизации и воспроизводства населения горных и равнинных территорий Северного Кавказа в 1960–1980-е годы, а также обострение межэтнических отношений в последние десятилетия.

На Северном Кавказе постоянно возникали очаги национальной напряженности, и в то же время этот район оставался одним из самых отсталых в СССР по уровню экономического развития. Вслед за развалом СССР в 1991 году ситуация обострилась. Чечня в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от России. Возникают постоянные межэтнические конфликты, особенно среди населения многонациональных республик.

Похожие работы на данную тему