Дипломная по теме: Этнорелигиозные конфликты на Северном Кавказе

Название работы: Этнорелигиозные конфликты на Северном Кавказе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

История

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 5

1.1. Экономико-географическое положение Северного Кавказа и национальный состав населения 5

1.2. Основные этапы колонизации Северного Кавказа Россией 11

1.3. Особенности национального состава и религии как факторы активизации этно-религиозных конфликтов на Северном Кавказе 18

1.4. Особенности национального характера как фактор активизации этнорелигиозных конфликтов на Северном Кавказе 22

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 25

2.1. Предпосылки и условия для обострения этнорелигиозных конфликтов на Северном Кавказе в связи с развалом СССР 25

2.2. Обострение национального самосознания как фактор возникновения этнорелигиозных конфликтов на Северном Кавказе 28

2.3. Территориальные различия в интенсивности этно-религиозных конфликтов на Северном Кавказе 34

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 46

3.1. Современные проблемы решения этно-религиозных конфликтов на Северном Кавказе 46

3.2. Пути решения этно-религиозных конфликтов на Северном Кавказе 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

ЛИТЕРАТУРА 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Современный Кавказ – регион, где в настоящее время

активизируются геополитические конфликты, которые увязывают с высоким уровнем социальных противоречий в сфере национально-государственного устройства, межэтнических отношений, с повышением статуса народов в иерархии национально-государственных образований. Значимым фактором является также то, что в данном регионе активно контактируют этносы различных социокультурных типов и различных конфессиональных ориентаций (прежде всего христианства и ислама).

При этом всё чаще ислам рассматривается как специфическая мобилизационная идеология для кавказских народов, как важнейший фактор нового национального самосознания, как основание для создания самостоятельных государственных образований. В данном контексте резко повышается значение объективной рефлексии культурного статуса ислама в единстве с традиционными основаниями национального самосознания. Это обстоятельство (религия в единстве с традиционной культурой), все чаще рассматривают, как основную причину этнического экстремизма не только

на Кавказе, но и в современной России (в последнем случае в привязке к

православию и другим конфессиям), тогда как это лишь следствие более глубоких этнических процессов, обусловленных кризисным состоянием этносов.

2.2. Обострение национального самосознания как фактор возникновения этнорелигиозных конфликтов на Северном Кавказе

Последнее десятилетие знаменательно тем, что в ряде регионов страны приобретают влияние разные Этнорелигиозные политические течения, которые выражают интересы не одного, а группы этносов, объединенных общей идеей или идеологией.

Происходящие на Северном Кавказе, как и везде в России, изменения, детерминирующие трансформацию общества от существовавшего прежде "традиционного" к современному, пост советскому, неизбежно активизирует этническое сознание. Дело в том, что гносеологические представления об этноконфессиональной ситуации в национальных регионах СССР были оторваны от имевших место реалий. Религия не признавалась в качестве социальной силы (вернее, ей отказывали в наличии влияния), а изучение народов страны получало однобокое развитие, например, не использовались методы социологических исследований (ввиду отсутствия социологии как таковой), политологический анализ заключался в выяснении, по сути, одного вопроса: приверженности идеям классиков социализма и коммунизма.

Между тем, изучение этнического компонента общественного сознания позволит прогнозировать параметры роста этнизации общественных отношений в стране, поскольку без принятия в расчет этого компонента, даже самый тщательный анализ социальных процессов, несмотря на их многостороннюю классификацию, определение их взаимообусловленностей и взаимосвязанностей, не даст объективной картины указанного типа отношений.

Несмотря на определенные успехи Советской власти в формировании национального самосознания, которое должно было заменить "родовое", самосознание народов Северного Кавказа в значительной степени сохраняло приверженность к семейно-родственным, тейповым, субэтническим интересам, что вообще присуще традиционным обществам. На уровне бюрократии сохранение этнической дифференциации прослеживалось даже в большей степени, чем в массах, и это также влияло на социально-политическую ситуацию в данном регионе.

Сохранению этнического самосознания в период советской власти способствовала и сама советская структура управления, когда новая система власти и управления легко вписалась в традиционную схему социальных отношений коллективизма и старшинства. Далее, это же традиционное самосознание позволяло сопротивляться некоторым аспектам советской модернизации, потенциально угрожавшим существованию привычного образа жизни, таким как атеизм, национальная ассимиляция. "Исторический многовековой опыт подтверждает исключительную внутреннюю устойчивость национальных общностей и свидетельствует, что всякое внешнее насильственное ограничение или ущемление их "самостоятельности", суверенности, не ослабляет внутренних сил этой устойчивости, а в конечном счете усиливает" .

Похожие работы на данную тему