Глава 1:
Прежде чем говорить о понятии банкротства, необходимо сказать несколько слов о критерии несостоятельности (банкротстве). Выбор здесь у законодателя был невелик, все существующие в различных законодательствах подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Ранее действовавший закон 1992 года в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел, в ущерб интересам кредиторов, позволял крупным предприятиям, не опасаясь банкротства, длительное время не оплачивать полученные товары (оказанные услуги или выполненные работы) и использовать денежные средства своих кредиторов в качестве собственных средств с тем условием, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов. И как показывает практика, арбитражные суды признавали банкротами в основном лишь небольшие предприятия. П.2 ст.1 Закона 1992 года, гласящий, что внешним признаком несостоятельности является приостановление его текущих платежей, тоже вызывал определенные споры. Согласно закону, если предприятие раз в месяц осуществляло платеж в размере 10-ти рублей и одновременно имело многомиллионную задолженность, то можно было констатировать факт отсутствия одного из основных признаков банкротства. Неоднократно вставал вопрос об исчислении «трех месяцев со дня наступления сроков исполнения» обязательств. Будет ли перечисление должником своему кредитору суммы в размере одного рубля означать, что с этого момента необходимо заново исчислять новый трехмесячный срок.
Следует подчеркнуть, что в некоторых законодательствах используется такой критерий как неоплатность, требующий анализа баланса должника (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника на ряду с неплатежеспособностью признается и «сверхзадолженность», то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику: ликвидационной или реабилитационной. По этому же пути пошел и российский закон о несостоятельности (банкротстве): должник – юридическое лицо или предприниматель – может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления. В отношении же несостоятельности физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями, будет применяться принцип неоплатности, то есть превышения кредиторской задолженности над стоимостью их имущества.
Глава 3:
Обладая общими правами (ч.1 ст.20 Закона), принадлежащими любому из арбитражных управляющих, внешний управляющий наделен присущими только ему специальными правами, которые определены в ст.74 Закона. К ним относятся:
1. Самостоятельное распоряжение имуществом должника с ограничениями, предусмотренными настоящим законом. В качестве таких ограничений могут выступать:
- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов на совершение крупной сделки, в которой имеется заинтересованность. Полномочия арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя предприятия-должника;
- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов по сделкам, влекущим новые денежные обязательства должника, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20 процентов суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, за исключением предусмотренных планом внешнего управления;
- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания кредиторов или комитета кредиторов в отношении решений, влекущих увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника;
- в случае продажи предприятия не осуществлять расчеты с кредиторами, за исключением кредиторов перовой и второй очереди, вплоть до заключения мирового соглашения или принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
- продажа имущества должника на торгах может быть осуществлена внешним управляющим только после проведения инвентаризации;
- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов при уступке права требования должника на открытых торгах;
- в иных случаях.
2. Заключение от имени должника мирового соглашения.
3. Заявление об отказе от исполнения договоров должника.
Исходя из специального правового статуса, внешний управляющий обязан нести возложенные на него обязанности:
- принятие в ведение имущества должника и проведение его инвентаризации;
-открытие специального счета для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
- разработка и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления;
- ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;
- заявление в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
- принятие мер по взысканию задолженности перед должником;
- рассмотрение требований кредиторов;
- предоставление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана внешнего управления;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим законом.
По общему правилу внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления и действует до прекращения внешнего управления. В то же время необходимо упомянуть, что новый закон, в отличие от предыдущего, предусмотрел нормы об освобождении внешнего управляющего от исполнения своих обязанностей. Перечень таких оснований и порядок предусмотрен ст.73 Закона и не является исчерпывающим.
Еще одним органом, участвующим в процедуре внешнего управления, является собрание кредиторов. Законом подробно регламентированы общие вопросы, касающиеся собрания кредиторов, относящиеся к любой процедуре банкротства, будь то наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление. В то же время участие собрания кредиторов в каждой из процедур несостоятельности имеет свои характерные особенности, в основном касающиеся прав и обязанностей. Во внешнем управлении дополнительные права установлены для комитета кредиторов (ст.81), в частности: созыв собрания кредиторов, дача рекомендаций собранию кредиторов по освобождению внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего; утверждение или отказ в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность; представление арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.
Закон достаточно подробно регламентировал процедуру внешнего управления. Его неоспоримым достоинством является то, что регулирование рассчитано на организации различных форм собственности. Однако Закон имеет и ряд недостатков. Одним из них является выведение процедуры санации из-под контроля суда, отсутствие какой-либо ее регламентации. Если ранее данная процедура практически не применялась, поскольку ее проведение на условиях, установленных Законом от 19 ноября 1992 г., было невыгодно кредиторам, а порой и самому должнику, то сейчас она также обречена, будучи практически бесконтрольной, не регламентированной законодательно, она может быть использована для злоупотреблений кредиторов, раздела между ними имущества должника, а отнюдь не на действительное восстановление его платежеспособности.
Заключение:
Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока невелик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось учитывать не только имеющийся российский опыт, но и восполнить существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейших мест в правовом регулировании хозяйственного оборота. Закон 1998 года более четко определил понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Прежний закон использовал в качестве критерия несостоятельности – неоплатность, что без сомнения затрудняло проведение процедуры банкротства.
Несомненным достоинством закона является боле детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, заключения мирового соглашения, а также процедуры наблюдения, являющейся совершенно новой для российского законодательства.
Процедура наблюдения вводится арбитражным судом в течение трех месяцев с момента принятия заявления о банкротстве с целью обеспечения сохранности имущества должника и решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его состояния.
Процедуре внешнего управления в действующем законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности; снимаются раннее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Целью формирования конкурсной массы и проведения инвентаризации имущества является его продажа на открытых торгах, и как результат – проведение расчетов с кредиторами в порядке и очередности, установленной статьей Закона о банкротстве. При удовлетворении требований кредиторов необходимо отметить социальную направленность нового закона, поскольку требования работников должника о выплате им заработной платы превалируют над требованиями кредиторов, по обязательствам, обеспеченным залогом и требованиям кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Такие внесудебные процедуры как санация и мировое соглашение также претерпели существенные изменения.