Введение:
Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий.
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России.
Налог на имущество предприятий, являясь важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации, до настоящего времени не играет сколько-нибудь заметной роли в формировании доходной базы соответствующих бюджетов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов относительно мала. В перспективе имущественным налогам уготована более активная роль как в налоговой, так и о бюджетной системе. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней. Этими положениями и объясняется актуальность темы.
Целью работы является раскрытие финансово- экономического содержания налога на имущество организаций.
Глава 3:
Таким образом, механизм налогообложения имущества организаций нуждается в проведении неотложных мероприятий, направленных на повышение его эффективности.
Действующая налоговая система России нуждается в реформировании, и в налоговой политике в области налогообложения предприятий (юридических лиц) в настоящее время можно отметить позитивные сдвиги. Прежде всего это заметно в стремлении создать новый подход к налогообложению имущества как юридических, так и физических лиц, выражающийся в повышении роли имущественных налогов. Основными источниками доходов местного бюджета должны стать именно имущественные налоги. При этом предполагается поэтапное введение в действие налога на недвижимость и отнесение его к числу местных налогов. Он должен заключить в себе налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий и налог на землю. Это направление налоговой политики можно расценить как прогрессивное. Оно приведет к сокращению числа налогов в налоговой системе РФ, а также к усилению принципа справедливости в налогообложении. Это обусловлено тем, что в наше время физическое лицо может быть владельцем или собственником недвижимости, не уступающей по своим количественным и качественным характеристикам недвижимости, находящейся на балансе предприятия (юридического лица). К тому же единый налог для физических и юридических лиц позволит избежать злоупотреблений, связанных с переоформлением прав собственности .
Наиболее перспективным является переход от традиционного имущественного налогообложения, во многом базирующегося на принципах взимания платы за фонды, к налогообложению недвижимости, имеющему в качестве объекта обложения кроме запасов и затрат также стоимость земельных участков.
Современные налоговые системы зарубежных стран нацелены на обеспечение эффективного развития производственных инвестиций. От принципа «Больше произвел — больше уплатил налогов» переходят к принципу «Больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет» . Это ведет к повышению фискальной функции, выполняемой фиксированными налогами, объект обложения которых не зависит от производства. К числу таковых относят и налог на имущество, поэтому в ближайшем будущем он будет играть очень важную роль. Однако переход на приоритетное налогообложение имущества не должен быть резким.
Заключение:
Итак, налог на имущество организаций является одним из видов налогов, существующих в налоговой системе Российской Федерации. Правовой основой взимания данного налога является Закон РФ «О налоге на имущество предприятий»
Плательщиками являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, и их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчётный (текущий) счёт.
Налогооблагаемая база этого налога – среднегодовая стоимость имущества предприятия. Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по определенным законом счетам бухгалтерского учета. Предельный размер ставки налога не может превышать 2%.
Существуют особые правила налогообложения отдельных видов организаций (банков, организаций, имеющих филиалы и т.п., иностранных организаций), что также рассмотрено в настоящей работе.
В современных российских условиях существуют определенные недостатки налогообложения имущества предприятий, такие, как:
1. Этот налог не играл и не играет значительной роли в доходной части бюджета России
2. Особенностью налогообложения имущества предприятий является значительное количество льгот по данному налогу. Этим законодатели подрывают такой важный принцип налогообложения, как равная налоговая ответственность за равный объект обложения
3. До сих пор неизвестна действительной стоимости основных фондов России.