Курсовая теория по теме: Коррекция стеснительности

Название работы: Коррекция стеснительности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы коррекции стеснительности 6

1.1Определение основных понятий исследования: «стеснительность», «застенчивость». Причины и проявления стеснительности в детском возрасте. 6

1.2 Значение семьи в появлении и коррекции стеснительности детей 11

Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы коррекции

стеснительности 16

2.1 Определение методов исследования и проведение эксперимента 16

2.2 Направления работы по коррекции стеснительности 20

Заключение 30

Список литературы 32

Список литературы

1.Аверин В.А. Психология детей, подростков и взрослых: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. С. 314

2.Алексеева А. А. Застенчивые дети «Семья и дети». //Дошкольное воспитание. - № 12 – 1981 – 58с.

3.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

4.Галигузова Л. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Вопросы психологии .- 2000. - №5.

5.Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. – М.1985.

6.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.

7.Зимбардо Ф. Застенчивость - М., 1991.

8.Изард К. Эмоции человека: Перевод с анг. М.: Издательство Московского университета, 1980.

9.Как победить гены застенчивости // Наука и образование © Институт Психотерапии и Клинической Психологии http://www.psygrad.ru/news/201.html

10.Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль, 2001.

11.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984.

12.Лисина М. и. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1977.

13.Луговская А. Если малышу трудно подружиться. – М., 2001.

14.Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Нева», 2000.

15.Минаева В. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость.// Воспитание школьника. - № 7 - 2001 - с.29-31.

16.Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.,1994.

17.Подлеснова Н., Руденко И. История детства возраст за возрастом. Застенчивость: особое отношение к жизни // Семья и школа. – -№ 11-12.- 2001. -с. 17.

18.Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И. В. Дубровиной.- М., 1991.

19.Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

20.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.

21.Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.

22.Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

23.Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.

24.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

25.Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.

26.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.

27.Шишова Т. Застенчивый невидимка. – М., 1997.

28.Школяр А. Т. Как победить застенчивость // Студенческий меридиан.-2002- №6. - стр. 62-63.

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования обусловлена появлением все большего количества детей уже с дошкольного возраста, имеющих проблемы в общении в силу застенчивости, стеснительности. «Тихони», «робкие», «боятся чужих», «малообщительные», «запуганные какие-то» - такие слова часто слышат о своих чадах родители стеснительных детей. И хотя застенчивость не доставляет им больших хлопот, самого ребенка она часто обрекает на одиночество и сильные часто невыносимые страхи в обычных социальных ситуациях. Обычно взрослые считают стеснительность недостатком. Многие думают, что эта черта свойственна детям с заниженной самооценкой. На самом деле скромность может стать недостатком, только если родители будут воспринимать это качество в плохом свете. Стеснительный ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его боевые сверстники.

Часто застенчивость у детей взрослые видят в розовом свете. Такой ребенок послушен, не «хулиганит», не шумит, из-за него не вызывают родителей в школу. Страдающие от застенчивости дети не хотят привлекать к себе внимание, их постоянно беспокоит, что о них могут подумать, поэтому они могут казаться образцами хорошего поведения.

Однако одобрение взрослых не уменьшает страданий, которые приносит патологическая застенчивость. Она мешает ребенку находить друзей, а также тренироваться в общении с другими людьми. В результате застенчивые дети могут вырастать людьми с очень низкими и неадекватными социальными навыками, что может отразиться на учебе, карьере и семейной жизни. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от необходимых жизненных рисков и развития своих способностей.

Некоторые дети изначально предрасположены к застенчивости, у других она может развиться «на ровном месте» под влиянием определенных обстоятельств. К счастью, у большинства людей застенчивость уменьшается

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы коррекции стеснительности

1.1Определение основных понятий исследования: «стеснительность», «застенчивость». Причины и проявления стеснительности в детском возрасте

Стеснительность, несмотря на всю свою несочетаемость с ритмом современной жизни, - очень распространённое явление, и её нельзя оставить без внимания. Она может проявляться как в сложностях в дружбе, так и в банальном волнении при знакомстве с новым человеком.

В словаре Ушакова Д.Н. приводиться следующее определение понятия «стеснительность»: - стеснительность, стеснительности, мн. нет, ж.

1. Отвлеч. сущ. к стеснительный во 2 знач. Стеснительность положения.

2. Застенчивость, отсутствие непринужденности в поведении. Излишняя стеснительность [26].

Застенчивость или стеснительность - черта характера, знакомая многим. Стеснительность включает в себя:

1. особый очень характерный способ поведения, сигнализирующего другим о смущении и неуверенности;

2.физиологические проявления беспокойства (потливость, покраснение, дрожь в руках или ногах и пр.);

3.внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.

Чаще всего стеснительность начинает проявляться в раннем детстве. Её могут принимать как за серьёзность, так и за отсутствие чувства юмора. На самом же деле стеснительному человеку действительно трудно заставить себя улыбнуться, подойти познакомиться или поздороваться с уже знакомым человеком. Такие люди не знают, как завязать разговор, поэтому предпочитают отмалчиваться или вовсе избегать людей.

Заключение

Оптимизировав опыт исследователей – психологов и педагогов, занимавшихся изучением проблемы детской стеснительности, мы смогли выяснить, что стеснительность - это целый комплекс эмоциональных переживаний, который может выражаться как на уровне вегетативных реакций (покраснение, бледность, дрожь), так и в поведении - ребенок не может произнести ни слова, замыкается в себе, отказывается принимать участие в игре, конкурсе, соревновании.

Стеснительность проявляется уже с раннего возраста, но особенно ярко может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, стеснительность ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Причины возникновения стеснительности могут быть различны: биологическая предрасположенность, стрессы в жизни ребенка, негативные отношения в семье, критика и авторитарность родителей, развод и ссоры родителей, травля в среде сверстников и др.

В нашем исследовании мы постарались систематизировать имеющиеся сведения по проблеме стеснительности в детском возрасте, смогли дать определение основным понятиям исследования: «стеснительность», «застенчивость», выявить причины и проявления стеснительности в детском возрасте; определить значение семьи в появлении и коррекции стеснительности детей. С учетом полученных сведений, нами было проведено эмпирическое изучение проблемы коррекции стеснительности, в результате которого мы выяснили, что среди детей дошкольного возраста больше половины имеют сложности с общением и высокие показатели

Похожие работы на данную тему