Введение:
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов.
Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определённой мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.
Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.
Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности.
Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентноспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.).
В настоящей дипломной работе речь пойдет о регулировании ввоза транспортных средств физическими лицами.
Глава 3:
Продажа автомобиля, изготовленного и ввезенного в Россию из-за рубежа, приносит больше прибыли, чем продажа автомобиля той же марки, изготовленного в России. Причем разница эта довольно значительная. Это одна из главных причин, почему сегодня в Россию везут иномарки в огромном количестве. Именно поэтому в автомобилестроение РФ не поступают достаточные инвестиции.
Выход из сложившейся ситуации российские автопромышленники видят в создании условий для привлечения капитала в Россию. Для этого нужно опираться на опыт других стран, которые ставили задачу развития своей национальной промышленности, в которую входит, в том числе и пересмотр таможенной политики. Запрет на ввоз поддержанных автомобилей и ввод достаточно высоких пошлин на новые автомобили сделали более выгодным производство автомобилей внутри страны.
21 августа 2000 г был принят приказ ГТК №741 РФ "О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу РФ транспортных средств физическими лицами" . Цель новшеств – не дать перегонщикам "объезжать" бюджет. Ставки на ввоз иномарок оставили прежними, но теперь покупатель автомобиля должен оплатить часть пошлины авансом. Оплата должна производиться путем внесение на депозитный счет таможенного органа, причитающейся суммы, залогом товаров или машин, поручительстаом третьих лиц либо использованием банковской гарантии.
По статистике ГТК, около половины ввезенных в Россию иномарок "уведено" из-под уплаты таможенных платежей криминальным способом. Только в Москве из ввезенных в 2000 году 7616 автомобилей 4418 машин на сегодняшний день находится в розыске: до места таможенного оформления они так и не доехали. По подсчетам ГТК, из-за этого государство недополучает более $1 млн. В год. Всего же в Россию ежегодно ввозится порядка 200 тыс. автомобилей. Таможенники считают, что приказ ГТК №741, вступивший в силу 10 ноября 2000 г. способен сделать перегощиков иномарок законопослушными, а государственный бюджет более богатым. Теперь выезжая за рубжеж за машиной, потенциальный покупатель обязан внести на депоиз таможенного органа авансом до 80 % таможенных пошлин . Сумма варьируется в зависимости от года выпуска, объема двигателя и типа автомобиля. Так, если заплпанирована покупка подержанной машины с объемом двигателя до 2,5 куб.см., на депозит таможни следует внести 1,5 тыс. евро, а если объем мотора больше 2,5 куб.см., то 3,5 тыс. евро . Разница, необходимая для окончательно уплаты пошлин за ввозимую машину, доплачивается уже на границе, при ввозе автомобиля на территорию РФ. В случае когда покупка не состоялась, или таможенные платежи оказались меньше запланированных, таможенные органы обещают полностью и частично возвратить средства плательщику.
Существует альтернативный вариант – ненавязчивый таможенный сервис . За сумму порядка 200-300$ таможенники будут согласны составит перегонщику персональный эскорт от границы до таможни по месту жительства. После этого машина будет поставлена на таможенную стоянку до оплаты всех сборов.
Еще одним элементом таможенного контроля за доставкой автомобиля, в дополнение к указанному в Приложении 9 разрешению на доставку, от границы до места таможенного оформления станет так называемый документ контроля за доставкой транспортных средств (Приложение 11). В него вносятся все данные о машине и его перевозчике. В случае нарушений со стороны перевозчика, его можно будет разыскать по этим документам.
Для рядового гражданина, не обладающего редкими на сегодняшний день льготами на беспошлинный ввоз автомобиля, процесс покупки, с выходом этого приказа, сильно усложнился. Прежде всего местный таможенный орган придется посещать дважды. Первый раз для того чтобы внести денежный депозит, платить таможенные сборы прямо на посту на границе не рекомендуют – в случае некорректного оформления документов придется ехать обратно, непосредственно на тот самый пост. По возвращении на место жительства, владельцу снова придется стоять в очереди на таможне.
Заключение:
В заключение необходимо еще раз отметить эволюционный характер всех изменений, осуществляемых в рамках процесса построения единого мирового рынка в рамках глобализации. В настоящее время темпы ускорились и на создание единого пространства, где будет взиматься гармонизированный НДС, отводится значительно меньше времени. В любом случае о возможных изменениях становится известно заблаговременно, не менее чем за 1 год. Принципиальные изменения планируются и становятся известными общественности в долгосрочной (до 5 лет) перспективе, что позволяет субъектам предпринимательской деятельности осуществлять стратегическое планирование.
Наконец, необходимо учесть серьезность декларируемых Федеральной таможенной службой намерений преобразовывать существующую сейчас таможенную систему, в том числе в отношении ввоза транспортных средств физическими лицами, в направлении создания более благоприятных условий для интеграции российской экономики в мировую (и как ее часть - европейскую). Особенно это актуально в связи с грядущим вступлением России в ВТО в 2006 году.
Вступление России в ВТО откроет российские границы для ввоза иномарок. Именно это может погубить российский автопром, до сих пор успешно поддерживаемый государственным протекционизмом.
Именно постепенная либерализация таможенных пошлин в отношении ввоза россиянами легковых автомобилей иностранного производства и игнорирование промышленного лобби позволит сделать наш автопром конкурентоспособным.
Кроме того, государству необходимо заимствовать наилучшие и применимые к России стороны зарубежного опыта регулирования ввоза транспортных средств физическими лицами. Правильно, зачем изобретать велосипед? И не стоит уповать на собственный путь развития России. Нет времени развиваться самостоятельно – на пороге эра конкуренции в эпохе глобализации.
Таким образом, имея информацию о развитии налоговых систем государств-членов ЕС, можно получить представление о том, какими путями будет развиваться российское таможенное законодательство. При проведении совместной политики в области регулирования ввоза транспортных средств в рамках ЕС, с одной стороны, понимается важное значение максимально возможной степени унификации в этой области, с другой - требование учета интересов стран-членов Союза, зачастую прямо противоположных. Это приводит к тому, что, как правило, вначале принимается на уровне декларации принципиальное решение, как должен быть в будущем решен тот или иной вопрос, затем начинает проводиться длительная и постепенная работа по гармонизации национального налогового законодательства. Поэтому одновременно с основными нормами существует большое количество переходных положений, а также правил, имеющих локальное действие для одного государства или группы государств.