Аннотация
Дипломная работа посвящена разработке системы поддержки принятия решения (СППР-система) в области маркетинга для компании ЗАО «Икс-Ком Сити».
В работе содержатся основные сведения, необходимые для разработки СППР-системы. Поэтапно описаны принципы построения системы, посредством аналитического мышления. В ходе разработки выделены сущности, определены взаимосвязи и зависимости одних знаний от других. Проведен анализ и запуск разработанной системы, а также выявлена возможность системы решать поставленную задачу.
Данная работа содержит результаты анализа методов и моделей интеллектуального контроля знаний с применением средств вычислительной техники. Описаны применяемые инструментальные средства разработки СППР-систем, методы построения интеллектуальных систем контроля и модели оценивания знаний, и приведен полный листинг готовой программы на языке представления знаний (ЯПЗ) CLIPS 6.21.
Введение
На протяжении последних лет практически все направления бизнеса, все отрасли промышленности и многие индивидуумы были затронуты переменами, связанными с развитием рыночных отношений. Ослабление регулирующей функции государства породило конкуренцию в отраслях, ранее контролируемых им и ограждаемых от проникновения извне. В то же самое время радикально изменился уровень ожиданий заказчиков продуктов и услуг. Сегодня они требуют высококачественного обслуживания, и будут работать с поставщиками, которые отвечают их ожиданиям. Проникновение на российский рынок зарубежных корпораций со своими стандартами ведения бизнеса еще больше обостряет борьбу за заказчиков. С другой стороны, беспрецедентные возможности, предоставляемые Интернет, позволяют даже небольшим компаниям, быстрее реагирующим на конъюнктуру, успешно конкурировать с более крупными игроками.
Очевидно, что абсолютно необходимым фактором для достижения максимального роста в таких условиях является анализ рынка и ориентация на нужды потребителей. Кроме того, компании должны повышать эффективность ведения бизнеса за счет более глубокого понимания бизнес-процессов и лучшего управления имеющимися ресурсами, прежде всего финансовыми. Наконец, организациям будет необходим сбалансированный взгляд на бизнес для достижения паритета между целями обеспечения роста и поддержания эффективности.
Для обеспечения роста требуется разрабатывать стратегии привлечения и удержания прибыльных заказчиков, развития существующей клиентской базы, планировать кампании по продвижению продуктов и анализировать их эффективность. Современные маркетинговые технологии углубляют стандартный подход к сегментации рынка до уровня индивидуальных заказчиков. Каждый из них при этом рассматривается как отдельный сегмент с уникальными требованиями, которые должны удовлетворяться индивидуально, особенно если этот заказчик представляет для компании большую ценность.
С другой стороны, необходим постоянный мониторинг эффективности ведения бизнеса, структурный анализ и контроль доходов и расходов. Традиционным методом здесь является бюджетное планирование и финансовый анализ "план/факт", которые помогают формулировать цели и отслеживать степень из достижения.
Компании должны эффективно управлять своими действиями, направленными на обеспечение роста - для того, чтобы развиваться наиболее быстрыми темпами, но при этом не выходить за рамки своих возможностей по поддержанию такого роста. Кроме того, они должны контролировать свои действия для достижения оптимальной эффективности, избегая бесцельных затрат и анализируя возврат инвестиций. Таким образом, требуется высокоуровневый взвешенный взгляд сразу на обе стороны бизнеса - и внешнюю, и внутреннюю.
Все эти три класса задач (поиск возможностей роста, контроль эффективности и баланс между ними) имеют одну общую черту. Для их решения требуется информация, причем самая разная - о заказчиках, поставщиках, конкурентах, продуктах, каналах сбыта, по финансам, логистике и т.д. Эта информация накапливается в оперативных системах, однако, она практически всегда распределена по организации, хранится в различных базах данных, зачастую несогласованна и противоречива. Все это делает ее труднодоступной для конечных пользователей, а иногда и просто непригодной для анализа в чистом виде.
Тем не менее, эти задачи можно и нужно решать, однако для этого требуется обеспечить полное и согласованное представление информации для сотрудников на всех уровнях организации, принимающих участие в выработке управленческих решений. Для этого применяются особые технологические комплексы – системы поддержки принятия решений, ориентированные как раз на аналитические задачи, а не на автоматизацию бизнес-процессов.
Целью данной работы является разработка основных положений для построения системы поддержки принятия решений в области маркетинга.
Для достижения цели исследования требуется решить следующие задачи:
1. Определить понятие «системы поддержки принятия решений»;
2. Проанализировать существующие классификации «системы поддержки принятия решений»;
3. Рассмотреть архитектуру «системы поддержки принятия решений»;
4. Выявить основные элементы «системы поддержки принятия решений»;
5. Рассмотреть создание системы управления комплексом маркетинга на основе CRM–технологий;
6. Рассчитать эффективность внедрения системы маркетингового учета;
7. Построить модель интеллектуального контроля знаний с применением средств вычислительной техники;
8. Создать и рассмотреть листинг готовой программы на языке представления знаний (ЯПЗ) CLIPS 6.21
Объектом исследования выступает система поддержки принятия решений».
Предметом исследования являются методы формирования и управления маркетинговой деятельностью в компании.
Основными источниками для написания данной работы послужили, прежде всего, работы таких компаний, как Oracle, Microsoft Inc., OLAP System, "Борлас Ай-Би-Си" и CMR Media LLC, положившие начало современной теории построения СППР.
Рассматривались труды отечественных компаний, таких как «СкайТек», Про-Инвест, Галактика, «Открытые Системы».