Введение
В современных экономических условиях для Российской Федерации все большее значение приобретают вопросы развития малого и среднего биз-неса. Это определяется тем, что без таких организаций, как наиболее чувст-вительных к изменениям среды функционирования, рыночная экономика не может развиваться динамично и устойчиво.
Малый бизнес в рыночной экономике определяет темпы экономическо-го роста, структуру и качество валового национального продукта страны. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнкту-ры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость, а так же вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для российской экономики имеет первостепенное значение. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в раз-витии национальных хозяйств. Они представляют собой основные генерато-ры инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структур-ную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.
Основное внимание в дипломной работе будет уделено именно малым предприятиям, что предопределяется её практической составляющей. При этом под предприятиями малого бизнеса понимаются коммерческие пред-приятия с общей численностью персонала до 100 человек.
Современная экономика России характеризуется становлением рыноч-ных производственных отношений, в этой связи ключевым понятием для по-нимания процессов выживания и самосохранения предприятий малого биз-неса в этих условиях является конкуренция. Конкуренция представляет собой тип взаимоотношений между фирмами по поводу установления цен и объе-мов предложения товаров на рынке. В соперничестве на современном рынке речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Концеп-ция обеспечения конкурентоспособности исходит из необходимости уско-ренного удовлетворения требований рынка, насыщения его товарами перво-очередного или повышенного спроса, создания условий для достойного вы-хода на внешний рынок и выживаемости предприятия в условиях жесткой конкуренции. При этом именно предприятиям малого бизнеса приходится сложнее всего удержаться «на плаву», «выжить» в силу воздействия на них внешних факторов.
Актуальность темы дипломной работы определяется одним из основ-ных противоречий современного этапа развития рыночной экономики Рос-сии. Оно заключается в том, что для обеспечения динамизма и гибкости эко-номики жизненно необходимо, с одной стороны, стимулировать развитие ма-лого бизнеса, создавать для него благоприятные условия, а с другой стороны, в его высокой уязвимости, низкой защищенности в агрессивной и жесткой конкурентной среде функционирования. Это вызывает необходимость поиска путей повышения живучести и уровня самосохранения таких предприятий.
Особое значение эта проблема приобретает для предприятий пищевой отрасли, в которой конкуренция чрезвычайно высока, а входные барьеры для новых производителей, напротив, весьма низки. В пищевой отрасли малый бизнес выполняет функции важного элемента в механизме разделения труда, а иногда крупные предприятия используют статус малого предприятия для снижения налогового бремени, даже ухода от налогов и получения тем са-мым дополнительных льгот.
В настоящее время малые предприятия по производству пищевых про-дуктов по уровню качества продукции не смогли составить должной конку-ренции действующим крупным специализированным заводам и комбинатам. Однако они весомо заявили о себе как о новых производителях с более ши-роким ассортиментом продукции и со значительно более низкими издержка-ми производства. С точки зрения формирования конкурентной среды на рын-ке продовольствия, появление новых малых товаропроизводителей является положительным моментом. Это позволило снизить уровень монополизма в производстве продуктов питания в регионах и обусловило позитивную дина-мику цен на пищевые продукты.
Цель дипломной работы: разработать рекомендации по повышению уровня самосохранения и выживаемости малых предприятий пищевой про-мышленности, основные мероприятия, которые могут быть проведены ме-неджерами одного из типовых предприятий малого бизнеса. Достижение этой цели предопределяет решение ряда частных задач:
- анализ теоретических основ выживаемости и самосохранения органи-заций в условиях современной рыночной экономики;
- выявление факторов, влияющих на стабильную и эффективную дея-тельность предприятий малого бизнеса в пищевой промышленности;
- формулирование проблемы и определение узловых моментов выжи-ваемости таких предприятий в конкурентной борьбе;
- разработку практических рекомендаций для повышения живучести и устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса.
В качестве объекта исследования в работе рассмотрена деятельность малого предприятия по производству продуктов питания - ООО «Карат-сервис».
Для достижения практических результатов в работе, были использова-ны методы: анализа основных теоретических положений и отечественного опыта функционирования малых предприятий; специфической оценки кон-курентоспособности продукции предприятия и его положения в стратегиче-ской группе, а также элементы SWOT-анализа для выработки стратегии ве-дения конкурентной борьбы; финансово-экономический анализ для оценки показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Практические рекомендации по повышению уровня самосохранения и живучести, полученные в дипломной работы, реализованы в ООО «Карат-Сервис» и получили высокую оценку со стороны руководства фирмы. Сде-ланные рекомендации позволили предприятию укрепить свою конкурентную позицию, увеличить объем реализации продукции, улучшить ее качество и, в целом, - укрепить свое финансовое положение.
Раздел 1 Теоретические и методические ос-новы выживаемости и самосохранения органи-зации в условиях современной рыночной эко-номики
1.1 Проблема выживаемости и самосохранения организации в ус-ловиях современной рыночной экономики
В условиях нестабильной среды рыночной экономики возникает по-требность в применении современных и эффективных концепций экономиче-ского развития. Одной из главных и, безусловно, значимых проблем для лю-бой коммерческой организации является проблема выживаемости в агрес-сивной конкурентной среде и предотвращения угрозы банкротства. В зави-симости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается организациями по-разному, но в основе ее решения лежит кропотливая рабо-та по созданию и реализации конкурентных преимуществ, выявление кото-рых предопределяет устойчивую конкурентную позицию на рынке. Слож-ность взаимоотношений предприятия с его внешней средой предопределила потребность каждого предприятия в строго выверенной и наилучшим обра-зом сформированной стратегии выживания и его дальнейшего развития.
Определение и реализация стратегии предприятия относятся к числу сложных работ. Поэтому для большинства малых предприятий одной из ключевых проблем выживаемости и самосохранения является отсутствие стратегического управления и ориентация менеджмента главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях на предприятиях пищевой промышленности наблюдается частая смена задач, приоритетов деятельно-сти, решений, следствием чего является несовершенство структуры показа-телей деятельности и снижение в целом их конкурентоспособности. Многие малые предприятия напоминают временные структуры, не обладающие не-обходимым запасом «прочности», позволяющей провести в случае необхо-димости эффективное обновление.
Раздел 3 Разработка практических реко-мендаций для повышения живучести и устой-чивости фирмы ООО "Карат-Сервис"
3.1 Формирование стратегии развития, повышения живучести и уровня самосохранения ООО «Карат-Сервис»
Эффективными мероприятиями по определению путей и возможных альтернатив ликвидации угроз и преодоления возможных негативных по-следствий, считаются мероприятия направленные на достижения стратегиче-ских целей с учетом миссии организации.
Применительно к ООО «Карат-Сервис» миссия может быть сформули-рована следующим образом: «Наша миссия – обеспечение потребителей вы-сококачественной и вкусной продукцией, клиентов – непревзойденным уровнем сервиса, а учредителей и сотрудников – оптимальными доходами». В соответствии миссией определим основные ликвидации угроз и усиления положения предприятия на рынке (базовые стратегии).
Исходя из представленных выше основных принципов формирования стратегии развития ООО «Карат-Сервис», можно определить ее основные направления:
- учитывая огромный потенциал рынка пищевой промышленности, также наличие несколько лидирующих компаний в Санкт-Петербурге, наи-более перспективным представляется укрепление конкурентных преиму-ществ по качеству продукции.
- обеспечение роста прибыли за счет оптимизации ассортиментной по-литики, развития новых направлений и максимального повышения эффек-тивности уже налаженных производственных процессов.
- повышения профессионального уровня работников, корпоративной культуры, ответственности за результаты деятельности всего предприятия, введение различных методов и систем стимулирования работников.
Зная характеристики отрасли (рынка) хлебобулочных и кондитерских изделий, для определения возможной альтернативы ликвидации угроз вос-пользуемся матрицей Ансоффа (рис. 3.1.).
Рисунок 3.1 – Базовые стратегии совершенствования предприятия пищевой отрасли
В соответствии с данной матрицей, в условиях современного рынка, основным направлением ликвидации внешних угроз является поэтапное расширение присутствия ООО «Карат-Сервис» на сформировавшееся рынке хлебобулочных и кондитерских изделий. Более детально эту стратегию мож-но представить в следующем виде:
▪ неуклонно расширять свое присутствие на сложившееся рынке хле-бобулочных изделий Санкт-Петербурга.
▪ прочно занять место в стратегической группе лидеров на Санкт-Петербургском рынке хлебобулочных и кондитерских изделий за счет вне-дрения системы контроля качества, повышения качества продукции и поиска возможностей сокращения издержек производства при сохранении относи-тельно низкой отпускной цены готовой продукции;
▪ повысить уровень качества предлагаемых изделий до уровня каче-ства продукции фирм-лидеров, за счет внедрения передовых технологии производства хлебобулочных и кондитерских изделий.
▪ завоевать к 2010 году не менее 15% рынка продаж хлебобулочных и кондитерских изделий за счет ежегодного среднего роста объемов продаж на 3…5% в год.
Стратегия развития в таком случае будет ориентирована на максималь-ное использование потенциальных возможностей рынка и предупреждение негативного влияния растущей конкуренции в отрасли и наиболее эффектив-ное использование таких сильных сторон предприятия как относительно низ-кие издержки производства, наличие устойчивого собственного потребитель-ского сегмента, а также комплексное устранение слабых его мест, мешающих достижению поставленных целей.
Таким образом, определив основное направление ликвидации внешних угроз и преодоления возможных негативных последствий, определим страте-гию развития и тактику ведения конкурентной борьбы.
3.2.Выбор стратегии и тактики ведения конкурентной борьбы
В целях выбора функциональных стратегии развития и тактики веде-ния конкурентной борьбы рассмотрим морфологическую матрицу возмож-ных функциональных стратегий в рамках общей стратегии развития ООО «Карат-Сервис», приведенную в таблице 3.1.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.:: “Дело”, 1989.
2. Антикризисный менеджмент Под ред. Грязновой А.Г. М.: – ЭКМОС, 1999.
3. Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли// Финансовый директор - №9-2003
4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.:ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2000 г.
5. Банк В.Р., . Банк С.В Методология финансового анализа деятельности хозяйствующих субъектов//Аудитор - №7-2004
6. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. // «Корпоративный менеджмент» № 10 2001.
7. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия: Учеб. пособие. –М.:ИНФРА-М.:, 2004.
8. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К.: НИКА-ЦЕНТР, 2000 г., 592 с.
9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – К.:НИКА-ЦЕНТР, 2001 г..
10. Давыденко Е.А.Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях и пути их реше-ния//Финансовый менеджмент - №5-2002
11. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: РГИУ. 2002.
12. Коротков Э.М. Беляев А.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов.М., 2000
13. Крыжановский В.Г., Лапенков В.И., Лютер В.И. и др. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов. – М.: ПРИОР, 1998.
14. Кузнецов А.И.Организационно-экономические основы обеспечения выживаемости предприятия//http://www.iteam.ru/
15. Меренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. Серия “Высшее образование”. Москва: Национальный институт бизнеса. Рос-тов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 2004
16. Подлесных В.И. Теория организации: Учебник для вузов. –СПб .: Из-дательский дом “Бизнес-пресса”, 2003.
17. Проблемы развития малого предпринимательства в пищевой промыш-ленности//Журнал «Консультант директора» -№3 – 2005
18. Пудич В. Проблемы системности в антикризисном управлении// Анти-кризисное управление - №3-4 – 2003
19. Ричард Брейли, Стюарт Майерс Принципы корпоративных финансов. – М.: Олимп-Бизнес, 2004
20. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. М.: Издательство “Экзамен”, 2004.
21. Савчук В. Стратегические принципы бюджетирования: теория, реаль-ность и реализация//Финансовый Директор -№9 – 2004г
22. Тарануха Ю.В. Российское предпринимательство в условиях перехода к рынку. В сб. "Национальная экономика", - М.: Макс Пресс, 2001.
23. Типичные ошибки при построении систем бюджетирова-ния//Финансовый директор - №6-2004
24. Ткачук А. Оценка бизнеса как начальный этап реструкторизации пред-приятия//Антикризисное управление - №1-2001
25. Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы// Управление компанией - №8-2001
26. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический ме-неджмент: концепции и ситуации для анализа.— М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002.
27. Уорд К. Стратегический Управленческий Учет. – М.: Олимп-Бизнес, 2002
28. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Зерца-ло, 2001 г., 272 с.
29. Фаэй, Л. Р. Рэнделл. Курс MBA по стратегическому менеджменту.— М.: изд-во Альпина, 2002.
30. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В.Внутрифирменное бюдже-тирование: Настольная книга по постановке финансового планирова-ния . – М.: Финансы и статистика, 2004
31. Черненко А.Ф. Совершенствование методов оценки текущей платеже-способности//Аудитор- № 8 - 2002г