Введение:
Актуальность темы исследования. Эффективное функционирование и развитие современных субъектов хозяйствования в существенной мере за¬висит от их инвестиционной политики. При ее формировании необходимо учитывать тот факт, что субъекты хозяйствования находятся в динамичной финансовой среде, которая определяет характер отношений и связей между ними и обусловливает необходимость поиска, их эффективного взаимодейст¬вия в процедурах реализации инвестиционных проектов. Исследование со¬временного научно-практического инструментария и обеспечивающей под¬системы взаимодействия субъектов в инвестиционном процессе показало, что в российской экономической практике переходного периода еще не сформировались эффективные механизмы финансовой поддержки инвести¬ционных проектов.
Эффективный механизм взаимодействия субъектов при финансовой поддержке инвестиционных проектов должен включать в себя согласован¬ную систему целей, критериев, условий и правил. Характер финансовых ры¬чагов и нормативно-правового обеспечения этого механизма должен закла¬дываться на стадии разработки инвестиционных проектов. Разработка мето¬дических подходов к формированию механизмов финансовой поддержки ин¬вестиционных проектов особенно актуальна при формировании подсистем организационно-технологического, нормативно-правового, информационно-аналитического и модельного их обеспечения.
Лизинг является весьма интересной формой финансовой поддержки инвестиционных проектов, он известен с древнейших времен, но, несмотря на это, находится в постоянном развитии. Развитие это не равномерно: инте¬рес к лизингу то затухает, то вновь обостряется. В настоящее время наблюда¬ется активность лизингового рынка в развитых западных странах: объемы лизинговых операций составляет до 30 % от общей суммы реальных инве¬стиций, а по некоторым оценкам и до 40%.
Глава 3:
Отмечаемая в последнее время в мире (а теперь уже и в России) тен¬денция увеличения доли сектора услуг в общем объеме произведенных това¬ров (работ, услуг) при стремительном росте новых рынков услуг диктует не¬обходимость разработки схем эффективного взаимодействия участников данного процесса между собой и их интеграции с производственным секто¬ром.
104
Выдвижение ресурса «информация» на передовые позиции в совре¬менной экономике способствует смещению производственного сектора в сторону высокотехнологичных отраслей, в структуре ресурсного обеспече¬ния которых информационная составляющая занимает все большую долю, а потребление материальных ресурсов - все меньшую.
Высокотехнологичные производства предъявляют повышенные требо¬вания к скорости, качеству пространственного перемещения (транспортиров¬ки) всех материальных, информационных и иных необходимых в реальном секторе ресурсов. Можно сказать, что транспортные услуги на сегодняшний день - основополагающий вид деятельности.
В географических условиях России задача быстрой, качественной и оп¬тимальной по тому или иному критерию доставки грузов и пассажиров имеет важное значение. От ее решения в значительной мере будут зависеть темпы развития национальной экономики и степень мультипликативного взаимного влияния отраслей народного хозяйства.
В связи с этим необходимо строить транспортный процесс с привлече¬нием всего спектра услуг, улучшающих транспортировку. Построение эко¬номико-математической модели, обеспечивающей многовариантность реше¬ния поставленной задачи, предполагает как можно более полное использова¬ние разнообразной информации и выбор приоритетных показателей транс¬портировки в каждом конкретном случае. Перевозка, построенная на этих принципах, оптимальна для оператора перевозки по степени использования возможностей на данный период времени, а заказчику позволяет следовать выбранным приоритетам.
В качестве примера построения рационального перевозочного процесса рассмотрим финансовую (экономико-математическую) модель грузовых авиаперелетов Азия - Европа. Маршруты разработанной нами модели соеди¬няют все крупные азиатские и европейские аэропорты транзитом через Рос¬сию.
Задача модели - выбрать оптимальный пункт транзита с учетом как можно более полного комплекса факторов, влияющих на процесс транспор-
105
тировки. Ясно, что аэропорт транзита должен быть примерно посередине маршрута, следовательно, это территория Сибири. В качестве международ¬ных могут выступать (или имеют для этого неплохие потенциальные воз¬можности) аэропорты Иркутска, Красноярска, Новосибирска и Омска.
Модель ориентирована прежде всего на экономические показатели компании-перевозчика. На основе этих показателей можно давать оценку вы¬годности транспортировки при заданных (существующих) условиях, рассчи¬тывать тарифы на перевозку при заданных значениях интересующих нас па¬раметров (затраты, прибыль, объем перевозок и т.п.).
Инвариантность модели проявляется и в характере транспортного средства для осуществления перевозок (тип самолета; механизм приобрете¬ния - лизинг, покупка; состояние самолета - новый, бывший в употребле¬нии).
Модель состоит из нескольких блоков - исходные данные и расчетные блоки (стоимость маршрута для компании-перевозчика, зарплата, надеж¬ность, бизнес-план деятельности компании для лизингового приобретения самолета и для покупки самолета в кредит). Расчеты с довольно объемными матрицами выполнены в табличной форме.
Блок исходных данных включает:
Заключение:
Исторический обзор использования лизинга, как формы финансирова¬ния инвестиций показывает его непреходящую актуальность во все времена. Лизинг переживал взлеты при его стимулировании в виде различных льгот и падения в периоды борьбы с ним, как средством скрытой передачи собствен¬ности, то есть средством для введения в заблуждение кредиторов. В доре¬форменной России лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми ор¬ганизациями, прежде всего, как одна из форм приобретения импортного обо¬рудования. Начало развития лизинговых операций на отечественном внут¬реннем рынке определяется серединой 1989 года в связи с переводом пред¬приятий на арендные формы хозяйствования. Российские лизинговые компа¬нии начали образовываться с середины 1990 года.
Анализ показал, что у российских экономистов в настоящее время нет однозначного мнения по поводу понятия лизинга и все отечественные работы по лизингу последних лет, как правило, подразумевают выбор разных подхо¬дов к использованию этого термина, в результате чего существуют значи¬тельные различия в описании складывающихся в лизинге отношений.
Несмотря на то, что доля лизинга в реальных российских инвестициях незначительна, лизинговая индустрия переживает бурный рост. Информация об объемах лизингового рынка в России практически отсутствует. По оцен¬кам Госкомстата этот объем составил в 2000 году 200 млн. долл. США, по мнению же Группы развития лизинга Международной Финансовой Корпора¬ции: 1,2 млн. долл. США в 2000 году и 2,3 млн. долл. США в 2002 году. Рос¬ту лизинга в России в настоящее время способствуют следующие обстоя¬тельства: безотлагательная потребность в обновлении оборудования во всех отраслях промышленности; активизация малого бизнеса, активно исполь¬зующего лизинг для финансирования своих инвестиций; положительные из¬менения в законодательстве (выход в свет новой редакции Федерального За¬кона «О лизинге», а также 25 Главы Налогового Кодекса Российской Феде¬рации).
123
Экономическая теория подход к оценке приемлемости лизинговой формы инвестиций основывает на категории «денежный поток» - определе¬ние суммы средств, которой предприятие может распоряжаться по своему усмотрению, и лимитированных законодательством денежных средств, кото¬рые могут появиться как следствие налоговых льгот и дополнительного на¬логообложения. Будущие налоговые условия лизингового финансирования капиталовложений учитывают в величинах денежных потоков, вызванных арендными и кредитными платежами.
Данный подход с некоторыми незначительными расхождениями мно¬гократно представлен в зарубежной и отечественной литературе по лизингу. Однако реальная российская практика оценки приемлемости лизинговой формы инвестиций сконцентрирована на «методиках» расчетов лизинговых платежей, что приводит к потере основной идеи лизинга как финансово -кредитного инструмента и к неправильному выбору критериев анализа. По сути дела и в практике инвестиционного проектирования методика опреде¬ления лизинговых платежей представляет собой лишь калькуляцию затрат лизингодателя по организации и проведению лизинга. Тогда как сумма ли¬зинговых платежей должна обеспечивать не только прибыль лизингодателю, но и, что более важно, экономически эффективное финансирование аренда¬тора.
Качество инвестиционного проекта с лизинговой формой финансиро¬вания определяется степенью учета в нем факторов риска, которые связаны в основном с долгосрочным характером финансирования. К ним можно отне¬сти инфляцию, в том числе структурную и, если проект ориентирован на ли¬зинг импортного оборудования, валютный риск.