Введение:
Обязательным условием эффективного функционирования экономической системы страны является государственный контроль. Одной из важнейших составных частей государственного контроля, безусловно, является финансовый контроль, который включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Рассматривая современное состояние дел в сфере государственного финансового контроля, приходится констатировать, что на начальном этапе рыночных преобразований многие связанные с ним вопросы не получили должного научного и методического обоснования, а сам он в значительной мере был ослаблен. Частично ликвидирован ведомственный контроль, перестало уделяться необходимое внимание организации внутреннего контроля в государственных учреждениях, ликвидирована такая форма общественного контроля, какой являлся народный контроль.
Сегодня приходится доказывать, что финансовый контроль является важнейшей функцией государства, обеспечивающей условия нормального функционирования финансово-кредитной системы. Рыночные отношения не отменяют необходимости систематических ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений всех форм собственности, особенно тех, которые используют бюджетные деньги, а также принятия мер по устранению и предупреждению нарушений.
Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
Контроль обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Контроль во многом помогает избежать ошибок, которые в экономике очень дорого обходятся.
Только теперь пришло осознание того, что отказ от контрольных функций государства влечет сокращение доходной базы государства, а наличие колоссального неконтролируемого богатства общества создает предпосылки для незаконного обогащения отдельных лиц и блокирует интерес к реальному сектору экономики при одновременном снижении исполнительной дисциплины на всех уровнях государственного управления.
Глава 4:
Острейший системный кризис в России, особенно проявившийся в середине августа 2002 года и поставивший черту под иллюзиями о саморегулирующейся экономике, возродил интерес к регулирующей роли государства посредством рычагов и механизмов управления и контроля, к поиску аналоговых процессов в истории, изучению ранее испытанных методов выхода из кризиса.
Сейчас уже стало очевидным, что проблема организации государственного контроля является комплексной, требующей к себе самого серьезного внимания. При этом отрадно видеть, что от эпохи “подросткового оптимизма”, недавно носившей во власти тотальный характер ( “создадим Счетную палату по западному образцу и решим вопросы государственного финансового контроля”), опытные специалисты приступают к более зрелому анализу этой труднейшей организационной проблемы.
В конечном итоге государственный финансовый контроль по своим задачам, формам и методам осуществления должен соответствовать экономическому периоду в жизни государства. Изменилась финансовая политика государства - должны измениться функции и методы работы органов ее осуществляющих, стиль и методы их руководства.
Этими причинами продиктована необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы перспективного развития органов финансового контроля. Безусловно, это - далеко не стандартное предложение для решения вопроса - также не стандартного, но важного, на наш взгляд, для государства.
Если говорить о сегодняшних положениях данного проекта, то целью Программы является комплексное развитие системы государственных контролирующих органов, направленное на кардинальное усиление контроля за расходованием бюджетных средств и повышение эффективности их деятельности и отдачи для государства в целом, в том числе через предотвращение финансовых нарушений в сфере экономики.
В Программе определены основные направления развития организации и структуры, уровня и форм взаимодействия государственных контролирующих органов.
Заключение:
В ходе выполнения дипломной работы рассмотрена сущность и структура финансового контроля, даны общие понятия о системе контроля, задачах и функциях контроля, проведен анализ деятельности контрольных органов, рассмотрены пути совершенствования финансового контроля. Работа выполнена на основе изучения истории основания и становления финансового контроля, официальных материалов, в том числе статистических, опубликованных в периодической печати.
Как показывает опыт развитых стран мира среди мощных рычагов, могущих помочь в преодолении кризисных явлений и укреплении государства, находится контроль. Надо подчеркнуть, что государственный контроль не является атрибутом какого-либо одного режима или государства.
Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов.
В нашей стране контроль всегда рассматривался в качестве одной из функций государства. Накоплен большой опыт, в котором есть и положительные моменты и отрицательные уроки. К последним можно отнести сужение функций контроля до рамок деятельности специальных органов, слабую результативность. Учитывая это, а также то, что за последние годы изменилось и само государство и образ нашей жизни, и мировоззрение российских граждан, сегодня предстоит создать эффективную и демократическую систему государственного контроля.
Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию жестко акцентировал внимание на одной из главных причин, породивших острейшие проблемы в стране: “... крайне неэффективный контроль за качеством управления, за исполнительной дисциплиной, соблюдением законов, других нормативных актов, а также судебных решений”1 .В том же Послании четко поставлена задача, привязанная ко времени: “Необходимо объединить усилия по разработке в нынешнем году проекта федерального закона, который бы обеспечил создание стройной структуры специализированных контрольных инстанций, четкое разграничение между ними функций и полномочий, ликвидацию дублирующих друг друга контролирующих служб”.
Что же делается для создания эффективных контролирующих органов на федеральном бюджете?
До сих пор, федеральный закон, определяющий роль и место контрольных органов в системе государственной власти, не принят.
Отсутствие такового правового акта государственного масштаба провоцирует децентрализацию контроля, не подчиненного общей стратегической задаче.