Введение:
Обязательным условием эффективного функционирования экономиче-ской системы страны является государственный контроль. Одной из важней-ших составных частей государственного контроля, безусловно, является фи-нансовый контроль, который включает в себя контроль за исполнением феде-рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организа-цией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Рассматривая современное состояние дел в сфере государственного фи-нансового контроля, приходится констатировать, что на начальном этапе ры-ночных преобразований многие связанные с ним вопросы не получили должно-го научного и методического обоснования, а сам он в значительной мере был ослаблен. Частично ликвидирован ведомственный контроль, перестало уде-ляться необходимое внимание организации внутреннего контроля в государст-венных учреждениях, ликвидирована такая форма общественного контроля, ка-кой являлся народный контроль.
Сегодня приходится доказывать, что финансовый контроль является важ-нейшей функцией государства, обеспечивающей условия нормального функ-ционирования финансово-кредитной системы. Рыночные отношения не отме-няют необходимости систематических ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений всех форм собственно-сти, особенно тех, которые используют бюджетные деньги, а так же принятия мер по устранению и предупреждению нарушений.
Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой – он выступает необходимым усло-вием эффективности управления ими. Финансы являются основой любой сфе-ры общественной деятельности и отражают их материальную результатив-ность. Финансовый контроль является, образно говоря, лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, на-чиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
Контроль обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, сис-тематическую сверку планов и фактических результатов, что является необхо-димым условием принятия правильных управленческих решений. Контроль во многом помогает избежать ошибок, которые в экономике очень дорого обхо-дятся.
Только теперь пришло осознание того, что отказ от контрольных функ-ций государства влечет сокращение доходной базы государства, а наличие ко-лоссального неконтролируемого богатства общества создает предпосылки для незаконного обогащения отдельных лиц и блокирует интерес к реальному сек-тору экономики при одновременном снижении исполнительной дисциплины на всех уровнях государственного управления.
Финансовый контроль является деятельностью соответствующих орга-нов, организующих и осуществляющих этот контроль.
Изучение зарубежного опыта организации государственного финансового контроля и хозяйственного контроля в целом может стать примером для рос-сийской экономики. Изучение их достижений и ошибок, безусловно, может по-мочь на нашем собственном пути к цивилизованному рынку и финансовому правопорядку.
Глава 3:
Напомним, что последующий бюджетный контроль проводится по окон-чании отчетного периода или финансового года с целью проверки количествен-но-качественных (по каждому виду доходов и расходов) показателей исполне-ния бюджетов разных уровней. Он тесно взаимосвязан с предварительным кон-тролем, который базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода. Указанное выше Постанов-ление закрепило за Федеральным казначейством функции: сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также государственных внебюджетных фондов и средств; представления высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности о фи-нансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы РФ, а руководящим органам федеральных внебюджетных фондов - о результатах фи-нансового исполнения соответствующих фондов. Естественно, что реализация этих функций сопровождается последующим контролем.
БК не раскрывает подробный механизм осуществления финансового кон-троля за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов госу-дарственных внебюджетных фондов. В нем только обозначены в общих чертах элементы контроля: субъект, объект, предмет, принципы, методы, процесс, ре-зультаты контроля и принятие решений по нему. Данный недостаток - осознан-ный шаг составителей Кодекса и объясняется наличием специальных законода-тельных и подзаконных актов, регулирующих процесс финансового контроля, а также разработкой отдельного федерального закона о государственном контро-ле в РФ, в рамках которого будут приняты законы о финансовом контроле, об аудите и др. В п.2 ст.266 прямо говорится, что формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются БК, иными актами бюджетного зако-нодательства и нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов ме-стного самоуправления.
Ни для кого не секрет, что в пореформенные годы значение ведомствен-ного контроля существенно снизилось. Министерства и ведомства стали ликви-дировать свои контрольно-ревизионные управления, что позволило многим из них тратить бюджетные средства без должного контроля. Поэтому весьма по-ложительно следует рассматривать факт закрепления в БК требования о прове-дении главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств фи-нансового контроля за использованием бюджетных средств их получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджет-ными средствами (п.1 ст.269). Главным распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность проводить проверки подведомственных государствен-ных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
В свою очередь контроль за операциями с бюджетными средствами глав-ных и нижестоящих распорядителей кредитов, а также получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса, за соблюдением всеми ими общих и специальных принципов бюджетного и смет-но-бюджетного финансирования возложен на Министерство финансов РФ, фи-нансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. В установлен-ных БК случаях (в частности, ст.138, 140) Министерство финансов РФ осуще-ствляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и мест-ных бюджетов (п.2 ст.268). Министерство финансов РФ организует также кон-троль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций (п.3 ст.268). В условиях, когда в России возникла острая необходимость в наращивании ин-вестиционной деятельности государства в реальном секторе экономики, в уве-личении бюджетного финансирования на платной и возвратной основе, указан-ная норма финансового права имеет принципиальное значение. Отметим, что ныне действующее бюджетное законодательство, а также "Положение о Мини-стерстве финансов Российской Федерации", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 N 273 специально не выделяет такого права.
БК предусматривает право соответствующих законодательных (предста-вительных) органов, органов местного самоуправления на:
получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной ин-формации об их исполнении;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) орга-нов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
В ст.271-273 БК достаточно четко изложена процедура осуществления финансового контроля в ходе подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета. При этом отдельно оговаривается, что при рассмотрении отчета в ор-ганах исполнительной власти разных уровней назначается его внутренняя про-верка (проводит Министерство финансов РФ и его территориальные органы), а до начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета в представительном ор-гане проводится внешняя проверка отчета соответствующими контрольными органами. (Согласно ст.277 БК Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 4,5 месяцев после представления указанного отчета в Государственную Думу.) По-следние имеют право принимать решения по отчету только после получения результатов внешней проверки указанного отчета. В случае выявления фактов нарушения бюджетного законодательства (несоответствия бюджета утвер-жденному закону (решению) о бюджете, невведения режима сокращения и бло-кировки расходов) соответствующий представительный орган вправе откло-нить отчет об исполнении бюджета и обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств, приведших к указанным нарушениям, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Решения и действия контрольных органов могут быть обжалованы в арбитражном суде.
Нормы разд.IX БК несомненно будут способствовать повышению эффек-тивности финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
Заключение:
Итак, финансовый контроль - обязательное условие эффективного функ-ционирования экономики и финансовой системы страны.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразно-стью действий в области образования, распределения и использования денеж-ных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффек-тивного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой дея-тельности государства, а именно на стадиях:
собирания;
распределения;
использования денежных средств.
Основное содержание финансового контроля заключается в:
а) проверке целевого использования государственными и муниципаль-ными учреждениями денежных ресурсов (бюджетных и внебюджетных средств);
б) проверке соблюдения правил совершения кассовых и других банков-ских операций, расчетов и хранения денежных средств учреждениями;
в) возможности более экономного и эффективного использования мате-риальных и денежных средств;
г) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
Непосредственным предметом финансового контроля является бухгал-терские отчеты, сметы, балансы и другие документы.
Финансовый контроль является важнейшей функцией государства. Фи-нансовый контроль используется всеми развитыми странами.
Как показывает опыт развитых стран мира среди мощных рычагов, мо-гущих помочь в преодолении кризисных явлений и укреплении государства, находится контроль. Надо подчеркнуть, что государственный контроль не явля-ется атрибутом какого-либо одного режима или государства.
Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реали-зацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов.
В нашей стране контроль всегда рассматривался в качестве одной из функций государства.
Учитывая это, а также то, что за последние годы изменилось и само госу-дарство и образ нашей жизни, и мировоззрение российских граждан, сегодня наиболее важна эффективный финансовый контроль деятельности учреждений, находящихся на бюджетном финансировании.
В рыночных условиях происходит усложнение финансовых аспектов дея-тельности государства. В этой связи финансовый контроль обеспечивает необ-ходимую в экономике обратную связь, систематическую проверку планов и фактических результатов. Контроль во многом помогает избежать ошибок, ко-торые в экономике очень дорого обходятся.
На современном этапе происходят изменения в содержании финансового контроля. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной само-стоятельности учреждений усиливается значение контроля. Более глубоким стал контроль со стороны органов местного самоуправления за финансовой деятельностью бюджетных учреждений.
С целью обеспечения финансового контроля деятельности бюджетных учреждений в Управлении финансов Администрации города Ижевска создается и действует контрольно-ревизионный отдел.
Для специалистов контрольно-ревизионного отдела совершенно очевид-но, что эффективность контроля напрямую зависит от его организации.
Основной метод финансового контроля – ревизия, наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности учреждений с це-лью проверки законности, правильности и целесообразности расходования бюджетных и внебюджетных средств.