Введение:
Обязательным условием эффективного функционирования экономиче-ской системы страны является государственный контроль. Одной из важней-ших составных частей государственного контроля, безусловно, является фи-нансовый контроль, который включает в себя контроль за исполнением феде-рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организа-цией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Рассматривая современное состояние дел в сфере государственного фи-нансового контроля, приходится констатировать, что на начальном этапе ры-ночных преобразований многие связанные с ним вопросы не получили должно-го научного и методического обоснования, а сам он в значительной мере был ослаблен. Частично ликвидирован ведомственный контроль, перестало уде-ляться необходимое внимание организации внутреннего контроля в государст-венных учреждениях, ликвидирована такая форма общественного контроля, ка-кой являлся народный контроль.
Сегодня приходится доказывать, что финансовый контроль является важ-нейшей функцией государства, обеспечивающей условия нормального функ-ционирования финансово-кредитной системы. Рыночные отношения не отме-няют необходимости систематических ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений всех форм собственно-сти, особенно тех, которые используют бюджетные деньги, а так же принятия мер по устранению и предупреждению нарушений.
Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой – он выступает необходимым усло-вием эффективности управления ими. Финансы являются основой любой сфе-ры общественной деятельности и отражают их материальную результатив-ность. Финансовый контроль является, образно говоря, лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, на-чиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
Контроль обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, сис-тематическую сверку планов и фактических результатов, что является необхо-димым условием принятия правильных управленческих решений. Контроль во многом помогает избежать ошибок, которые в экономике очень дорого обхо-дятся.
Глава 3:
Современная правовая база государственного фи¬нансового контроля в Российской Федерации уже весьма основательна и разнообразна. Ряд вопросов государственного финансового контроля регламентирован, хотя и не всегда достаточно убедительно, различными разделами, главами и статьями Бюджет-ного кодекса, вступившего в действие с 1 января 2001 года. Действует указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года «О мерах по обеспе-чению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
Вопросы государственного финансового контроля отражены так же в на-логовом, валютном, таможенном законодательстве, постановлениях Правитель-ства России, Положении о Минфине России, ряде других нормативно-правовых документов, как общефедерального, так и ведомственного назначения.
Ведомственный раздел правовой базы, хотя и медленно, но также обнов-ляется. В 2001 году вступила в действие инструкция о порядке проведения ре-визии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации. Она сменила инструкцию Минфина СССР, действо-вавшую практически без изменений четверть века. Непонятно только, почему Минюст России отказал в государственной регистрации новой инструкции, что фактически превращает важный регламентирующий документ государственно-го финансового контроля в необязательный для проверяемой стороны. Следо-вательно, открываются неограниченные возможности для препятствования ре-визорам, не говоря уже о возможности оспаривать акты ревизии и проверок в порядке статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целом первая составляющая системы государственного финансового контроля — его нормативно-правовая база — все еще отстает от экономиче-ской реальности, задач государства в финансовой сфере. В стране нет закона о государственном финансовом контроле. Поручения Президента и Правительст-ва о подготовке такого законопроекта даны более семи лет тому назад. Однако подготовка его недопустимо затянулась. Отсутствие правовых решений, с од-ной стороны, становится препятствием для организационно-практических дей-ствий в сфере контроля, а с другой, позволяет оставлять фактически безнака-занным нецелевое использование государственных финансовых средств.
Но одного этого закона мало. Для формирования полноценной правовой базы государственного финансового контроля не менее важно принять долго-жданные законы о борьбе с коррупцией и противодействии отмыванию пре-ступных доходов, внести поправки в Бюджетный кодекс РФ, дополнить и уточ-нить в плане контроля банковское законодательство. На новой законодательной основе нужно будет переработать и осовременить большинство ведомственных инструкций по контрольно-ревизионному делу.
Орган государственного финансового контроля — это специализирован-ное учреждение, имеющее собственный статус. Его основная и единственная задача — финансовый контроль от имени государства. Этим определяются компетенция, функции, права и полномочия самого органа и его работников. В качестве органов госу¬дарственного финансового контроля можно рассматри-вать и специализированные подразделения органов исполнительной власти (федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения и т.п.).
Здесь, возникает вопрос о высшем органе государственного финансового контроля. Его место, структура, права и ответственность вытекают как из его сущ¬ности, так и формы организации верховной власти в государстве. Необхо-димость и особое положение высшего контрольного органа признаны боль-шинством развитых стран, что нашло отражение в основополагающем доку-менте Международной организации высших контрольных органов — Лимской декларации руководящих принципов контроля. Там сказано: «Основные кон-трольные полномочия высшего контрольного органа должны быть определены конституцией». Такой конституционный орган в нашей стране сегодня есть — Счетная палата Российской Федерации.
Заключение:
Итак, финансовый контроль - обязательное условие эффективного функ-ционирования экономики и финансовой системы страны.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразно-стью действий в области образования, распределения и использования денеж-ных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффек-тивного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой дея-тельности государства, а именно на стадиях:
собирания;
распределения;
использования денежных средств.
Основное содержание финансового контроля заключается в:
а) проверке целевого использования государственными и муниципаль-ными учреждениями денежных ресурсов (бюджетных и внебюджетных средств);
б) проверке соблюдения правил совершения кассовых и других банков-ских операций, расчетов и хранения денежных средств учреждениями;
в) возможности более экономного и эффективного использования мате-риальных и денежных средств;
г) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
Непосредственным предметом финансового контроля является бухгал-терские отчеты, сметы, балансы и другие документы.
Финансовый контроль является важнейшей функцией государства. Фи-нансовый контроль используется всеми развитыми странами.
Как показывает опыт развитых стран мира среди мощных рычагов, мо-гущих помочь в преодолении кризисных явлений и укреплении государства, находится контроль. Надо подчеркнуть, что государственный контроль не явля-ется атрибутом какого-либо одного режима или государства.