Введение:
С момента выхода в 1992 г Указа Президента РФ №1556 «О федеральном казначействе» функции по исполнению федерального бюджета РФ возложены на единую централизованную систему органов федерального казначейства.
За прошедшие годы казначейская система исполнения федерального бюджета позволила кардинально изменить процесс организации осуществления и контроля за исполнением бюджета, была решена проблема бесконтрольного кредитования Центральным Банком бюджетного дефицита.
Внедрение казначейской системы исполнения федерального бюджета привело к решению многих проблем, накопившихся за годы функционирования директивной экономики.
В области исполнения федерального бюджета по доходам действующий в то время порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджет, длительными задержками, запаздыванием, неполнотой и расхождениями в представляемой Центральным банком информации, но также и отсутствием единого порядка распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней, а также передачей в местные бюджеты отчислений от поступлений по федеральным налогам и доходам.
Вытекающие из этого дискретность процесса финансирования расходов из федерального бюджета, а также невозможность составления полноценных прогнозов на перспективу, снижали эффективность бюджетного исполнения.
В сфере расходов федерального бюджета система финансирования носила отпечаток предельно централизованной директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии платежа, то есть на стадии, когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена.
Глава 3:
За 2002 год проведено 527 проверок банков по своевременности
исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств из федерального бюджета на счета получателей. В результате проверок выявлено 1853случаев задержки платежных документов на сумму 1103,6 тыс. руб., начислено и поступило в добровольном порядке штрафных санкций 2,2 тыс. руб.
Выявлено не целевое использование средств федерального бюджета на сумму – 11577,6 тыс. руб., предъявлено штрафных санкций на сумму - 0,4 тыс. руб. Взыскано средств не целевого использования в сумме –406,6 тыс. руб. По актам проверок прошлых лет взыскано сумм не целевого использования – 25,7 тыс. руб. Задолженность по финансовым санкциям на 01.01.2003 г. составляет 2662,5 тыс. руб.
По проверкам целевого использования предприятиями, учреждениями и организациями средств федерального бюджета, выданных на платной и возвратной основе установлено не целевое использование средств на сумму – 22,5 тыс. руб. Взыскано в доход федерального бюджета – 22,5 тыс. руб.(100%). Взыскано средств по актам проверок прошлых лет – 8,8 тыс. руб. Задолженность по наложенным взысканиям по актам проверок прошлых лет составила 485,1 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2003г. задолженность по погашению кредита в федеральный бюджет составляет - 12163,1 тыс. руб., в том числе:
конверсионный кредит АООТ завод микроприборов «Сигнал» – 1045,0тыс. руб.,
АООТ «Авиастар» - 10703,5 тыс. руб.,
АООТ станкостроительный завод «Профиль» – 341,1тыс. руб.,
АООТ «УЗТС» – 73,5тыс.руб.;
Задолженность на 01.01.2003г. по уплате процентов за кредит составляет 6377,8 тыс. руб., по штрафным санкциям за несвоевременную уплату сумм основного долга и начисленных процентов – 33591,0 тыс. руб., в том числе по конверсионному кредиту – 27140,5 тыс. руб., по кредитам предприятиям текстильной и легкой промышленности – 6451,6 тыс. руб.
В настоящее время происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводит к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обоснованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.
Проведение органами федерального казначейства предварительного, текущего и последующего контроля ведет к укреплению платежной и финансовой дисциплины, снижает возможность совершения злоупотреблений, нецелевого неэффективного использования бюджетных средств.
Заключение:
Данная дипломная работа ставила своей целью изучить бухгалтерский учет доходов и расходов федерального бюджета. Цель исполнения федерального бюджета состоит в том, чтобы постоянно контролировать правильность и своевременность платежей в федеральный бюджет и финансирования из федерального бюджета, правильным и экономичным расходованием средств федерального бюджета, в постановке и ведении бухгалтерского учета и отчетности.
В первой главе работы был исследован вопрос теоретических аспектов федеральной казначейской системы. Рассмотрены функции и задачи федерального казначейства. Главной задачей органов федерального казначейства является-организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы. Также показано, какую роль играют прогнозы по доходам и расходам федерального бюджета.
Во второй главе дается подробная характеристика бухгалтерского учета доходов и расходов при исполнении федерального бюджета. В доходы федерального бюджета зачисляются:
-федеральные налоги и сборы;
-таможенные пошлины;
-государственные пошлины в соответствии с законодательством РФ;
-доходы от использования имущества, находящиеся в государственной собственности;
-доходы от внешнеэкономической деятельности;
-доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Процедура кассового расхода состоит в передаче органом федерального казначейства в учреждение банка, в котором открыт счет для учета операций со средствами федерального бюджета и списании учреждением банка сумм платежей со счета органа федерального казначейства с отражением на лицевом счете соответствующего получателя средств с показателями бюджетной классификации РФ.
Одной из главных задач органов казначейства в области федерального бюджета по учету доходов и расходов является анализ информации об исполнении доходной и расходной части федерального бюджета по данным годовых отчетов УФК МФ РФ по Ульяновской области.
За 2002 год в доход федерального бюджета поступило налогов, сборов и других обязательных платежей в сумме 6538933 т.р. Основой налоговых поступлений в федеральный бюджет по Ульяновской области является налог на добавленные стоимость он составил в 2002 году 48,7% от общих поступлений и 47,8% от налоговых доходов.