Введение:
За последнее десятилетие экономика России претерпела значительные изменения: другими стали условия хозяйствования не только коммерческих организаций, но и бюджетных учреждений. Система же бюджетного учета, установленная законодательством Российской Федерации, не всегда успевает за развитием экономической ситуации. В значительной степени это относится к системе бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
С целью исправить положение Министерство финансов Российской Федерации пересмотрело некоторые составляющие системы учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений.
Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 70н, установлен новый порядок учета некоторых видов активов, регламентирована методика учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, введен новый План счетов бюджетного бухгалтерского учета. Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, получающих финансирование из бюджета, упорядочено формирование бухгалтерской отчетности бюджетными учреждениями.
Тем не менее, на практике ведение бюджетного бухгалтерского учета вызывает затруднения. Возникает много ошибок при учете не только таких не характерных для бюджетных учреждений операций, как предпринимательская деятельность, получение внереализационных доходов, но и таких, как учет основных средств, материальных запасов, расчетов с дебиторами и кредиторами.
В отличие от бухгалтерского учета в хозрасчетных организациях проблемы бюджетного бухгалтерского учета в прессе освещается довольно редко, что определило выбор темы дипломной работы.
Цель исследования – изучить теоретические, методологические и практические аспекты организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом некоммерческой организации.
В дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
изучены теоретические и методологические основы построения бухгалтерского учета в бюджетной организации;
осуществлен анализ системы бухгалтерского учета расчетов на примере бюджетного образовательного учреждения;
изучен порядок проведения аудиторских и ревизионных проверок в бюджетных организациях.
Предметом исследования выступила система бухгалтерского учета расчетов с бюджетом организации в широком ее понимании, включающая такие разделы, как расчеты с бюджетом по налогам и сборам, социальному и имущественному страхованию, целевому финансированию, а также расчетам с подотчетными лицами, как отдельному направлению использования бюджетных средств.
Объектом исследования выступило бюджетное учреждение - отдел образования муниципального образования «Тереньгульский район». Отдел образования муниципального образования «Тереньгульский район» является юридическим лицом, имеет печать, штамп и бланки со своим наименованием, необходимые для деятельности отдела.
Глава 3:
Учёт материалов не соответствует Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н и федеральному закону от 21.11.1996г № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» с изменениями.
Не составляются регистры бухгалтерского учёта, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.
Приказ об учётной политике в бухгалтерии МОУ «Тереньгульская средняя (полная) общеобразовательная школа» на 2005г имеется, но требует доработки в соответствии с федеральным законом от 21.11.1996г №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» с изменениями. В принятой учреждением учётной политике отсутствует рабочий план счетов бухгалтерского учёта, порядок документооборота и контроля за хозяйственными операциями.
В учреждении не ведётся Главная книга. В целом бухгалтерский учёт ведётся с отклонениями от Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н.
Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в учреждении, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несёт директор школы Филатова Т.А. Обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, соблюдение финансовой дисциплины осуществляет главный бухгалтер Романенко О.М.
Проведённой проверкой финансово-хозяйственной деятельности муниципального образовательного учреждения «Тереньгульская средняя (полная) общеобразовательная школа» выявлены нарушения, для устранения которых необходимо осуществить следующее:
учёт и движение наличных денежных средств в кассе осуществлять в соответствии с утвержденным Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 г № 40 порядка ведения кассовых операции в Российской Федерации;
бухгалтерский учёт вести в соответствии с Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н;
при начислении средней заработной платы пользоваться Постановлением Правительства от 11 апреля 2005г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
закупки осуществлять в соответствии закона от 21.07.2005г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
возмещение расходов командированным работникам и оформление документов по служебным командировкам осуществлять согласно инструкции от 7 апреля 1988г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР»;
приказ об учётной политике учреждения привести в соответствие с федеральным законом от 21.11.1996г № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» с изменениями.
Заключение:
По результатам исследования организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении Отдел образования муниципального образовательния «Тереньгульский район» правомерно сделать следующие выводы:
бухгалтерский учет в отделе образования муниципального образования «Тереньгульский район» осуществляется по плану счетов бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету от 26.08.2004г. №70н;
ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждении образования, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители учреждений, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. Российской Федерации № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации российской Федерации (Приказ Минфина России от 21.12.2005 № 152н). Так как экономическая классификация расходов (ЭКР) определяет направления расходов бюджетов в связи с экономическим содержанием операций, осуществляемых в секторе государственного управления (то есть расходные операции сектора государственного управления). Для обеспечения рациональной организации ведения бухгалтерского учета в отделе образования, разработан план его организации;
бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Структура бухгалтерского аппарата представлен материальной группой; группой учета оплаты труда; общей группой;
основными задачами бухгалтерского учета денежных средств учреждения являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контролирует наличие денежных документов, их сохранность и целевое использование, а также соблюдение кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета: Журнал операций по счету «Касса»; Журнал операций по банковскому счету; Журнал операций с подотчетными лицами; Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; журнал операций расчетов с дебиторами по доходам; Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям; Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; Журнал операций по прочим операциям; Главная книга;
учреждение составляет и представляет бухгалтерскую периодическую и годовую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;