Введение:
Непременным спутником трудовой деятельности человека является профессиональный риск. Устойчивый рост числа техногенных аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости требует решения ряда научных и практических задач, направленных на страхование работников от возможного изменения их материального и (или) социального положения по независящим от них обстоятельствам.
Основу системы правового регулирования страхования
профессиональных рисков в Российской Федерации составляют Конституция
Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования»,
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний», а также иные нормативные
*". правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Особую значимость имеет Федеральный закон от 24.07.98 № 125 - ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний», введенный в действие с 6
января 2000 года. Практика его реализации подтверждает необходимость и
своевременность принятия закона. Решена одна из главных задач -
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при
исполнении им обязанностей по трудовому договору. Другие задачи,
стоящие перед обязательным социальным страхованием от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний: обеспечение
социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности
субъектов страхования в снижении профессионально риска, а также
осуществление предупредительных мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний реализованы не в полной
у.;, мере. На решение этих задач направлена деятельность Фонда социального
Глава 3:
1. Существующая в подпункте 5 пункта 2 статьи 18 Федерального
закона 125-ФЗ норма, что страховщик обязан «передавать федеральному органу исполнительной власти по труду средства для осуществления им мероприятий по обучению» создает излишнюю многоступенчатость прохождения финансовых потоков, практически лишая Фонд социального страхования Российской Федерации возможности осуществлять контроль за правильностью использования средств на обучение.
2. Сложившаяся практика ежегодного принятия порядка, регулирующего вопросы направления средств на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных и контроля за правильностью их использования, не способствует стабильной работе по организации обучения. Обучение проводится на втором полугодии после утверждения необходимых правоустанавливающих документов и поступления на расчетные счета обучающих организаций средств на обучение.
3. Отсутствие базы данных по численности категорий застрахованных по страхователям, регионам и отраслям, учета периодичности их обучения,
124
единых принципов формирования заявок на обучение, не позволяет правильно оценить ежегодную потребность в обучении. Соответственно, имеет место субъективный подход к формированию заявок на обучение и распределению средств на обучение по отраслям и регионам Российской Федерации.
Для более эффективной деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных и контролю за правильностью использования этих средств предлагается:
1 .Законодательно закрепить норму о направлении обучающим организациям средств на обучение отдельных категорий застрахованных непосредственно ФСС РФ, а не через федеральный орган исполнительной власти по труду.
2. Разработать, согласовать с Минтрудом России и утвердить
постоянно действующий порядок, регулирующий вопросы направления
средств на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных и
контроля за правильностью их использования.
3. Предоставить право заказчика обучения по охране труда отдельных
категорий застрахованных только органам исполнительной власти по труду
субъектов Российской Федерации, которые составляют заявки на обучение и
организуют обучение с учетом предложений федеральных органов
исполнительной власти.
4. Создать единую информационную базу по контролю за обучением
по охране труда отдельных категорий застрахованных, которая позволит:
иметь точные данные численности категорий застрахованных по страхователям, регионам и отраслям;
контролировать периодичность обучения отдельных категорий; формировать заявки на обучение; оценить ежегодную потребность в обучении, в том числе по категориям.
Заключение:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану здоровья людей, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это согласуется с Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2001 году. Наша страна приняла на себя обязательство обеспечить достойный жизненный уровень граждан, а также соблюдать основные права на труд, медицинское обслуживание, обеспечение социальными пособиями.
Сложившаяся на государственном уровне система управления охраной труда выполняет задачу улучшения условий и охраны труда и делает ее важнейшей частью общенациональной задачи повышения качества жизни, роста благосостояния и сохранения здоровья граждан, что уже оказывает свое положительное влияние на снижение уровня производственного травматизма.
Признание приоритета охраны жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности нашло свое отражение в создании законодательной базы по труду и охране труда, во внесении изменений в федеральные законы, затрагивающие различные аспекты охраны труда, с учетом международных и европейских норм.
Оживление в экономике страны, проявившееся в росте объемов производства и прибыли в ряде отраслей экономики, повлияло на рост затрат на мероприятия по охране труда, что также оказало свое влияние на снижение уровня производственного травматизма в отраслях экономики.
Федеральный закон 125 - ФЗ, введенный в действие с 6 января 2000 года, установил правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Анализ практики
126
применения закона показал, что в полной мере не обеспечена социальная защита застрахованных от профессиональных рисков.
В связи с этим, целью диссертационного исследования являлась разработка предложений по совершенствованию экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, повышению эффективности предупредительных мер и обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, финансируемых за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.