Введение:
В современных условиях информационное обеспечение системы фи-нансового менеджмента в банковских учреждениях приобретает первосте-пенное значение, так как именно кредитные организации с эффективной сис-темой информационного обмена и управления смогут максимизировать свои рыночные усилия и предложить рынку свои услуги и получить за их осуще-ствление максимально возможную цену, позволяющую сполна окупить все затраты, а также существенно повысят эффективность внутренних и внешних финансово-кредитных проектов.
Основной целью данной работы являет исследование основных на-правлений развития информационных технологий в банковских учреждени-ях, разработка основ и структурной схемы информационной системы управ-ления финансовыми потоками и проектами в рамках исследуемого банков-ского учреждения, которая будет функционировать в рамках общебанковской информационной системы информационного управления.
Важность данной тематика в настоящее время подтверждена трудами ряда ведущих российских экономистов, которые в о главу высокой эффек-тивности финансово-экономической деятельности банковского учреждения ставят прежде всего эффективную системы информационного обеспечения системы управления, которое позволит оптимизировать движение информа-ционных потоков, снизит потери информационных ресурсов, позволит про-вести сокращение излишней и неэффективной численности персонала, и как следствие придаст предприятию необходимое движение в сторону повыше-ния прибыльности и эффективности финансовой деятельности, а также по-зволит в рамках данной информационной системы принимать оперативные управленческие решения по всем аспектам финансово-экономической и кре-дитной деятельности банка.
Глава 3:
Тема автоматизации различных технологий управления сегодня акту-альна для многих кредитных учреждений. Особое место в совершенствова-ние используемых в рамках банковских учреждений занимает автоматизация финансового планирования с применением BPM-системы "Контур Корпора-ция. Финансовое управление", обеспечивающей комплексный подход к авто-матизации управления и финансового менеджмента многофилиального бан-ком.
Целью данного информационного совершенствования является обес-печение планирование и контроля деятельности банка и всей его филиальной сети, в рамках этого изначально в банке задача финансового планирования должна рассматриваться как неотъемлемая часть общей методологии управ-ления эффективностью бизнеса BPM (Business Performance Management), включающей:
- разработку стратегии бизнеса в виде количественных показателей и ключевых показателей эффективности (KPI);
- планирование, предусматривающее распределение ресурсов для реа-лизации стратегии путем формирования бюджетов;
- мониторинг и контроль исполнения стратегических целей с помощью сравнения плановых и фактических значений бюджетов и KPI;
- анализ и регулирование, подразумевающие корректировку стратегии и планов в соответствии с реальными условиями работы банка.
В настоящее время, как правило, кредитные учреждения, имеющие большую филиальную сеть, начинают с консолидации финансовой информа-ции о результатах деятельности из всех удаленных подразделений в Голов-ном банке (сбор "факта"). Это позволяет оценить результаты работы банка и всей филиальной сети. Автоматизация планирования в ряде банков либо вы-полняется позднее, либо не используется, и тем самым цикл управления ог-раничивается. Альфа-банк с самого начала выбрал комплексный подход, включающий циклы финансового планирования, учета фактических резуль-татов и "план-факт" анализа, что в результате и позволило ему создать эф-фективную модель управления.
В связи с наличием развитого регионального бизнеса для Альфа-банка является принципиально важным участие филиалов, при этом со стороны Го-ловного офиса должен был обеспечиваться контроль плановых показателей филиалов. Это вызвано тем, что Головной офис банка создает банковские продукты и продвигает их через филиальную сеть. Внедрение новой техно-логии должно было повысить ответственность филиалов за составляемые планы. Так как Альфа-банк является универсальным и имеет обширную и диверсифицированную линейку продуктов, было предъявлено еще одно тре-бование - формировать планы, в том числе и финансовые в разрезе бизнес-деятельности.
Для реализации требований банка предлагается внедрить технологию коллективного планирования бюджетов с привлечением филиалов, а также обеспечить планирование операционных доходов и расходов центров финан-совой ответственности (ЦФО) в разрезе банковских продуктов. Повысить ка-чество планирования накладных расходов и капитальных вложений предпо-лагается за счет создания единого более детализированного классификатора бюджетных статей, использования технологии номенклатурного планирова-ния, автоматической увязки накладных расходов и капитальных вложений с общим финансовым результатом. Кроме того, новая технология планирова-ния должна будет опираться на BPM-технологию ключевых показателей KPI, чтобы обеспечить поддержку управления банком на стратегическом уровне.
В ходе постановки технологии финансового планирования будут вы-делены следующие задачи:
Заключение:
На основании результатов данной работы можно сделать вывод о вы-сокой значимости в нынешних условиях такого фактора и обстоятельства как эффективно работающие информационные технологии и продукты, исполь-зуемые для управления финансово-экономической и кредитной деятельно-стью банковского учреждения. Создание и применение эффективных инфор-мационной технологий в области финансового менеджмента – это первосте-пенная задача руководства банковского учреждения, так как именно от ее ус-пешного решения во многом зависит прибыльность и эффективность дея-тельности.
В данной работе были рассмотрены основные теоретические принципы функционирования информационной технологий и продуктов в банковском учреждении, ее взаимосвязь с другими структурами и подсистемами банка, влияние ее функционирования на основные аспекты финансово-экономической и кредитной деятельности хозяйственного субъекта.
Также для лучшего понимания существующего состояния был прове-ден анализ всех аспектов применяемых в финансово-хозяйственной деятель-ности банковского учреждения информационных технологий и продуктов, целью которого стало выявление и оценка факторов, влияющие и зависящих от функционирования информационных технологий, их влияние на принятие решений.
На основании проведенного анализа был предложен комплекс меро-приятий по созданию и совершенствованию информационных технологий в области финансового менеджмента и управления финансово-экономической и кредитной деятельностью банковского учреждения, на примере Альфа-банка. При разработке данных рекомендаций в данной работе постарались учесть максимально полно все аспекты финансово-хозяйственной деятельно-сти субъекта рыночной экономики, опыт ведущих российских банковских учреждений, научные разработки в данной области.