Дипломная по теме: Финансовый механизм кредитования малого бизнеса

Название работы: Финансовый механизм кредитования малого бизнеса

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

210 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМ-НОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1.1. Социально-экономическая сущность малого предпринимательства, его понятие, критерии, оценки.

1.2. Место и роль малого предпринимательства в экономической системе

1.3. Кредитные институты малого предпринимательства и особенности кредитных отношений субъектов малого предпринимательства

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Мировой опыт кредитно-финансовых отношений в сфере малого пред-принимательства и их поддержки со стороны государства

2.2 Банковское кредитование малого предпринимательства

2.3 Небанковские институты кредитования малого предпринимательства

ГЛАВА 3. ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРИВЛЕ-ЧЕНИЯ

ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

3.1. Актуальность муниципальной поддержки малого предпринимательства

3.2. Венчурные фонды: мировой опыт и перспективы развития в России

3.3. Концепция создания и модель Муниципального фонда поддержки ма-лого инновационного предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка:

Глава 1:

Предваряя исследование социально-экономической сущности малого предпринимательства следует отметить, что ситуация в сфере развития малого бизнеса, к сожалению, обстоит далеко не так, как необходимо для данной формы рыночных отношений. В настоящее время малые предприниматели продолжают испытывать избыточное давление со стороны надзорных и кон-тролирующих органов власти, в ряде случаев ущемляются интересы предпри-нимателей, предъявляются необоснованные требования, тем самым создаются предпосылки для коррупции и злоупотреблений.

Потенциал малого предпринимательства используется недостаточно, в том числе в сфере высоких технологий, инноваций и наукоемких отраслях. Острой проблемой остается взимание завышенной платы за подсоединение малого бизнеса к инфраструктурным сетям естественных монополий, в первую очередь, электросетям.

Но вместе с тем, говоря об отрицательных аспектах следует отметить, что российское правительство уделяет много внимания созданию благоприят-ных условий для развития малого предпринимательства, путем активизации действующих программа поддержки малого бизнеса, увеличения финансиро-вания из федерального бюджета.

Так в 2006 году на эти цели было направлено 3 млрд. рублей, а к 2010 году предусмотрено увеличить финансирование до 4,3 млрд. рублей. Кроме того важно отметить, что особое внимание необходимости развития малого бизнеса было уделено президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в 2006 году.

И здесь важно отметить, что там, где развивается малый бизнес, меньше бедных, ниже показатели смертности, меняется структура общества, расширя-ется средний класс. Именно поэтому государственным органам России надо определить конкретные меры для качественного улучшения работы малого бизнеса, создания условий для добросовестной конкуренции, создания рабочих мест, при том что в настоящее время для развития малого бизнеса есть хоро-шие возможности - экономическая стабильность, хороший рост экономики, благоприятные внешние условия.

Далее говоря о динамике развития малого предпринимательства следует отметить, что в последние годы предприятия малого бизнеса развиваются не-сколько опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. В вало-вом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий выросла с 5,9% в 2001 г. до 7,6% в 2006 г. Статистика показывает, что за 2006 г. общее количе-ство малых предприятий увеличилось приблизительно на 10%. На 1 апреля 2007 г. общее число зарегистрированных малых предприятий составило 989,3 тыс., что на 4,2% выше, чем по состоянию на 1 апреля 2006 г. По итогам янва-ря-марта 2007 г. среднесписочная численность занятых на малых предприяти-ях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,2%.

Глава 3:

Создание Муниципального фонда поддержки малого инновационного предпринимательства «Венчурный фонд Ставрополье» обусловлено как акту-альными задачами развития муниципального образования, так и необходимо-стью поддержки и развития венчурного бизнеса и малого инновационного предпринимательства. Малое предпринимательство в наукоемкой сфере потен-циально является объектом эффективного привлечения инвестиций. Экономи-ческое развитие научно-технической - градообразующей отрасли Муници-пального образования сдерживается отсутствием инвестиционных средств. Территориальный венчурный фонд как один из элементов инфраструктуры поддержки малых научно-технических предприятий является реальным фи-нансовым источником и будет способствовать росту инвестиционной актив-ности в городе, что безусловно сыграет значительную роль в развитии как территории, так и хозяйствующих субъектов. Ставропольский венчур-ный фонд (далее Фонд) станет связующим звеном между прикладными ис-следованиями и коммерциализацией новых продуктов и технологий в произ-водстве.

Фонд создается с целью поддержки и развития малого предпринима-тельства в научно-технической сфере посредством финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ малых инновационных предприятий, связанных с проектированием, соз-данием и освоением в производстве новых или усовершенствованных видов продукции и/или технологических процессов, которые впоследствии будут реализованы на рынке.

Ниже представлены организационно-правовые и финансовые основы деятельности Фонда.

1. Организационно-правовые основы деятельности Фонда.

1) Статус, учредители и основополагающие документы.

Фонд является юридическим лицом и имеет статус некоммерческой организации, в соответствии с чем регламент его создания и функционирова-ния определяется Федеральными законами «О некоммерческих органи-зациях», «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», Гражданским кодексом РФ и учредительными документами. Фонд действует на основании Устава, в котором определены юридический статус, цели, задачи, порядок управления, права и обязанности Фонда.

Фонд учреждается Муниципальной Администрацией города Ставрополя. В роли потенциальных соучредителей Ставропольского вен-чурного фонда могут выступать Центр поддержки малого инновационного предпринимательства, научные и научно-технические фонды, Федеральный и областной фонды поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды, финансово-кредитные институты, международные организации и другие субъекты. Число участников Фонда не может быть менее трех. В соот-ветствии с порядком, установленным законодательством РФ, Фонд может быть создан с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и ино-странных юридических лиц.

В состав документов Фонда входят информационный и инвестиционный меморандумы. Информационный меморандум включает описание целей и задач Фонда, специфические условия его организации, основные результаты и приоритетные направления деятельности. В инвестиционном меморандуме описываются разные аспекты венчурного финансирования - объекты, при-оритеты, риски, условия.

Заключение:

Обобщая данные диссертационного исследования, хотелось бы отме-тить, что проблема внешнего финансирования субъектов малого бизнеса со-стоит в признании объективно присущего им неблагоприятного положения на кредитном рынке и рынке инвестиций. Статус и поведение малого пред-приятия в рыночной среде, в том числе на кредитном рынке, преимущест-венно определяется особенностями организации хозяйственной деятельности в масштабах малого предприятия. Среди основных особенностей нами выде-ляются следующие:

1. Ограниченные размеры собственных реальных активов;

2. Короткий жизненный цикл;

3. Ориентация на локальные рынки сбыта;

4. Ограниченное число партнеров;

5. Незначительная по сравнению с крупным и средним бизнесом

потребность в объемах внешнего заимствования;

6. Относительно низкие показатели рентабельности и нормы при-были;

7. Отсутствие у сотрудников специальных знаний в фи-нансово-

экономической области.

Причинами, по которым банки отказываются кредитовать малый биз-нес, являются:

- повышенный кредитный риск малого предприятия;

- недостаточная диверсификация его деятельности;

- высокие издержки банка при подготовке кредитной сделки;

- вероятность "теневой"деятельности предпринимателей;

- отсутствие у малого предприятия достаточно ликвидного залога.

На открытом кредитном рынке крупный и средний бизнес конечно же обладают значительными конкурентными преимуществами. В качестве ос-новных факторов формирования равных условий доступа к кредитам для всех хозяйствующих субъектов рассматриваются разработка кредитными ин-ститутами особых технологий и методов работы с малыми предприятиями, основанных на четком понимании кредитных потребностей, достоинств и недостатков последних; государственная финансово-кредитная поддержка (в основном в части гарантирования части кредитных рисков коммерческим банкам); поддержка российских и международных неправительственных ор-ганизаций; создание эффективной системы бюро кредитных историй.

Изучение специфики кредитных потребностей малого бизнеса на осно-ве данных анкетирования, особенностей российской финансово-кредитной системы и текущей политики государства в области поддержки предприни-мательства позволило отразить в диссертационном исследовании содержание действующей системы банковского кредитования малого бизнеса. Значи-тельная роль в формировании эффективной системы кредитования малого бизнеса принадлежит государству. В кредитных отношениях малых пред-приятий государство выполняет координирующую и регулирующую роль, устанавливая "правила игры" на рынке ссудных капиталов, а также выступа-ет в качестве одной из сторон этих отношений, предоставляя кредиты через фонды поддержки малого предпринимательства и используя гарантийно-залоговые механизмы для привлечения частного капитала. Ограниченность бюджетных средств, отсутствие эффективных механизмов кредитования и контроля за деятельностью фондов не позволяют в полной мере использо-вать их экономический потенциал, и в большинстве регионов фонды под-держки малого предпринимательства не оказывают существенного влияния на финансовое состояние малых предприятий. Для преодоления этой ситуа-ции необходимо изменение принципов работы фондов поддержки предпри-нимательства.

Похожие работы на данную тему