Глава 1. Малое предпринимательство как объект системного исследова-ния и субъект кредитных отношений.
1.1. Социально – экономическая сущность малого предпринимательст-ва, его понятие, критерии, оценки.
Предваряя исследование социально-экономической сущности малого предпринимательства следует отметить, что ситуация в сфере развития малого бизнеса, к сожалению, обстоит далеко не так, как необходимо для данной фор-мы рыночных отношений. В настоящее время малые предприниматели про-должают испытывать избыточное давление со стороны надзорных и контроли-рующих органов власти, в ряде случаев ущемляются интересы предпринима-телей, предъявляются необоснованные требования, тем самым создаются пред-посылки для коррупции и злоупотреблений.
Потенциал малого предпринимательства используется недостаточно, в том числе в сфере высоких технологий, инноваций и наукоемких отраслях. Острой проблемой остается взимание завышенной платы за подсоединение малого бизнеса к инфраструктурным сетям естественных монополий, в первую очередь, электросетям.
Но вместе с тем, говоря об отрицательных аспектах следует отметить, что российское правительство уделяет много внимания созданию благоприят-ных условий для развития малого предпринимательства, путем активизации действующих программа поддержки малого бизнеса, увеличения финансиро-вания из федерального бюджета.
Так в 2006 году на эти цели было направлено 3 млрд. рублей, а к 2010 году предусмотрено увеличить финансирование до 4,3 млрд. рублей. Кроме того важно отметить, что особое внимание необходимости развития малого бизнеса было уделено президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в 2006 году.
вых ресурсов в малое предпринимательство.
3.1. Актуальность муниципальной поддержки малого предпринимательства.
Основным фактором преодоления неблагоприятной ситуации, сложившейся в области кредитования малого предпринимательства, является не увеличение объемов государственного финансирования, как считают отдельные авторы, а изменение методологии, общих принципов государственного участия в формировании кредитной инфраструктуры малого бизнеса.
На наш взгляд, низкая эффективность государственной и региональной политики в области кредитования малого бизнеса в значительной степени объясняется отсутствием системного подхода к решению данной проблемы. Формирование благоприятной кредитной среды возможно только путем реализации комплекса мер, направленных на снижение налогов, оптимизацию рыночного окружения, совершенствование хозяйственного законодательства и т.д. Пока государство, с одной стороны, расходует бюджетные средства на поддержку рассматриваемого сектора экономики, с другой - устанавливает чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий, сокращая этим собственные ресурсы развития хозяйствующих субъектов, нельзя рассчитывать на стабилизацию финансовой базы малого предпринимательства. Важнейшей составляющей государственного регулирования кредитных отношений малого бизнеса является формирование нормативно-правовой основы их развития. За последние несколько лет активный законотворческий процесс в этой области привел к значительному расширению системы финансовых институтов, предоставляющих кредитные ресурсы малым предприятиям, разработке правовых механизмов их деятельности и, в результате, - к привлечению в рассматриваемую сферу дополнительных заемных средств. Многие положения законодательства, регламентирующие более свободный доступ малых