Введение:
Не так давно в газетах начали появляться заголовки: «Ужасаю-щий порок», «Добровольное сумасшествие», «Белая смерть», «За чертой разумного бытия». . . Всё это – про наркоманию. И всё это – правда.
Откуда же взялось загадочное зло, неожиданно обрушившееся на безвинное человечество? Или, быть может, зло не столь уж и загадочно, а человечество не столь уж и безвинно? И второй вопрос: как уберечь от наркотического зла подрастающее поколение? Ведь дети обычно не ро-ждаются наркоманами, но порой становятся ими.
За последние 15 – 20 лет в нашей стране произошло огромное ко-личество перемен. Какие-то в лучшую сторону, какие-то в худшую. Но как бы то ни было, ясно одно – моральный облик общества упал до кри-тического уровня. И не так уж и важно теперь, что явилось причиной того, что молодёжь – будущее страны – делает то, чего не должна делать: употреблять алкоголь, табак, наркотики. Важно то, что мы это сами до-пустили, позволили этой беде войти в нашу жизнь. А если мы сами и ви-новаты, то нам самим необходимо бороться с этими явлениями, потому что, если оставить всё как есть, положиться на «авось» («авось перебо-лит», «авось пройдёт»), дальше будет только хуже.
Для того чтобы удачно бороться с любым врагом, необходимо по-нять природу этого врага, узнать какой силой он обладает, нужно по-знать врага, прежде чем разрабатывать стратегии борьбы с ним. Исходя из этого, сформулируем ТЕМУ нашей работы – психологические про-блемы наркотизации в подростковой среде 13 –14 лет;
Целью данной работы является изучение личностных особенно-стей подростков употребляющих психоактивные вещества.
Объектом исследований являются подростки 13-14 лет употреб-ляющие психоактивные вещества.
Предметом являются личностные особенности подростков с раз-ным уровнем наркотизации.
В основу изучения психологических проблем была положена сле-дующая гипотеза: Употребление наркотических веществ связано с оп-ределённой спецификой личностных свойств и акцентуации характера личности.
Глава 2:
Как учить ребенка надлежащему удовлетворению своих потребно-стей? Таких методов много. Особого внимания заслуживают три из них – они наиболее часто выступают в повседневной жизни семьи.
1. Использование инстинкта подражания. Он заключается в том, что родители показывают ребенку, как они удовлетворяют собст-венные потребности. Например, в любви – проявляя взаимное уважение и нежность, в безопасности – заботясь о доме и обеспечивая семье сред-ства к существованию, в социальной значимости – добиваясь осуществ-ления поставленных целей и др.
Ребенок с младенческого возраста подражает взрослым. Сама природа наделила его инстинктом подражания, весьма важным и необ-ходимым, ибо он служит для усвоения различных форм поведения, ко-торые ребенок наблюдает и перенимает у других, более опытных лиц.
Мы не раз имели возможность убедиться в наблюдательности детей. Они способны заметить и даже подсмотреть многие черты пове-дения, явлений, ситуаций, а затем пробуют воспроизвести их во время игры, подражая взрослым. Следовательно, если родители стараются правильно реализовывать свои потребности, то тем самым они подают ребенку хороший пример. Важно и специально показывать ребенку, как удовлетворяются различные потребности.
Необходимо добавить, что благодаря инстинкту подражания ре-бенок овладевает не только внешними формами поведения, он усваивает также связи и жизненные позиции родителей, их отношение к разным вопросам, способ мышления, оценки окружающего его мира и др.
2. Применение системы взысканий и поощрений. Сразу же хочу пояснить, что речь идет не об издревле известном и применяемом с мизерным эффектом методе принуждения ребенка к чему-либо под уг-розой наказания (« Если принесешь двойку – получишь выволочку!») или же подкупа (« Получишь пятерку – куплю тебе велосипед»)
В широком понимании поощрением для человека является все то, что служит удовлетворению какой-то его потребности, а взысканием или наказанием – то, что затрудняет ему или делает невозможным ее удовлетворение.
Использование родителями взысканий и поощрений, именно так понимаемых, заключается в создании таких ситуаций, когда только оп-ределенные формы поведения ребенка приносят ему награду, а иные бу-дут наказуемы, т. е. не приведут к удовлетворению потребности. Здесь используется очень важное явление, а именно: человек повторяет те формы поведения, которые обеспечивают ему поощрения или награды, и избегает тех, которые доставили ему неприятности, наказания.
Рассмотрим пример такой ситуации. Маленький Денис заинте-ресован в одобрении отца, для него это – важная награда, удовлетво-ряющая его потребность в признании. Отец хвалит каждый раз, когда этого хочется сыну: и тогда, когда мальчик показывает ему рисунок, выполненный небрежно, кое-как, и когда построит несложное, но разва-ливающееся сооружение из кубиков, и когда старательно, с большими усилиями смастерит сложную модель самолета или ему удастся выло-жить из цветной мозаики красивый узор.
В результате Денис привыкает к легкому удовлетворению своей потребности в одобрении: все, что он ни сделает, - якобы великолепно. На этой основе у него создается уверенность в своей исключительности, что в свою очередь то и дело приносит ему разочарования, ибо другие люди вовсе не считают его необыкновенным и не хвалят за что попало. Ребенок приобретает привычку к неправильному удовлетворению по-требности в признании.
Заключение:
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодеж-ных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминаль-ной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.
Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это це-лый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а по-ложительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адек-ватной системы помощи наркозависимым в России не существует.
Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.
Немедицинское использование психоактивных препаратов неиз-бежно в любом обществе. Понять, какую роль играют наркотики в жиз-ни молодых людей необходимо. Употребление наркотиков вносит суще-ственный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков молодежь и одним из следствий наркомании является физи-ческая и социальная деградация наиболее активной части населении.
Во всем мире школьные программы - это наиболее распространен-ные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей.
Но следует учитывать, что в нашей стране антинаркотические кампании базировались на жесткой административной направленности всех мероприятий. Опасения возможной социальной депривации обу-словливали уклонение потребителей наркотиков и их родственников от наблюдения, лечения и любых контактов с государством. Профилакти-ческие программы должны создаваться не по распоряжению "сверху" и не в едином варианте для всех школ города.
Параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех, кто редко посещает школу или ушел из нее.
Для объективного определения серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необхо-димо использовать весь объем информации о распространенности дан-ного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социаль-но-культурного порядка. Политика, основывающаяся на утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.