Введение:
Постоянно растущий интерес к проблеме человека является одним из выдающихся явлений современности. Нацеленность гуманитарного знания на идею значимости личности и ее права на психологическую реабилитацию привели к новому осмыслению ряда проблем, где традиционно господствовали медицина, философия, антропология, генетика. Одной из этих проблем является проблема наркомании.
Несмотря на усилия пропаганды здорового образа жизни в стране, в каждом городе, селе, катастрофически увеличивается число людей, употребляющих те или иные психоактивные вещества, что приводит к деградации личности.
В нашей стране на базе существующей наркологической службы создана сеть специализированных центров и отделений, дневных стационаров и полустационаров, решающих задачи лечения и реабилитации людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. К настоящему времени найдены новые принципы и методы работы с «человеком зависимым», который должен превратиться из социального аутсайдера в «человека проблемного», но не потерянного для самого себя и общества. Практика показала, что врачу удается успешно реализовывать задачи реабилитации на всех трех ее этапах – восстановительном, реадаптационном и собственно реабилитационном, - только в том случае, если ему помогают в этом другие специалисты, в первую очередь психологи, имеющие навыки психокоррекционной работы в наркологии и способные при необходимости использовать психодиагностические методики, позволяющие точнее определить личностные особенности больных, их реальные и потенциальные возможности, достижение длительных ремиссий, оценить эмоциональное состояние, объективизировать динамику лечебного процесса и прогнозировать успешность социально-психологической адаптации больных после прохождения курса лечения. Психологи, работающие в наркологических учреждениях фактически с момента выделения наркологии из психиатрии ощутили себя в качестве «запоздалых, но желанных помощников», которых с большим нетерпением ожидала целая армия людей, потерявших веру в силу традиционной и нетрадиционной медицины. Это и определило актуальность нашего исследования.
Глава 2:
Очень эффективной формой групповой психотерапии являются встречи с больными, ранее лечившимися от алкоголизма и длительно не пьющими после лечения, коллективное чтение писем этих больных и их родственников, прослушивание магнитофонных записи бесед с ними. Больные часто верят другим больным больше, чем врачу, к больным алкоголизмом это относится в первую очередь.
Коллективная психотерапия — высшая форма психотерапевтического воздействия на больных алкоголизмом. Научно обоснованную систему коллективной психотерапии больных алкоголизмом создал В. М. Бехтерев, что отражено в статье Н. А. Агитовой и С. С. Либиха (1965). Эта система успешно разработана отечественными психотерапевтами. Коллективная психотерапия больных отличается от групповой психотерапии тем, что больные при ее проведении объединяются не в группы, а в коллективы. Под коллективом, в отличие от группы, следует понимать устойчивую общность людей, объединенных общими целями и социально полезной (С. С. Либих, 1967, 1974), и обязательно совместной (А. В. Петровский, 1973) деятельностью, Таким образом, группа не всегда бывает устойчивой, как, например, группа больных, собранных на отдельную психотерапевтическую процедуру или лечебный сеанс. Коллектив больных — более устойчивая общность, в которой каждый член коллектива (например, коллектив больных наркологического отделения) играет активную роль. Психотерапевтический коллектив больных алкоголизмом также представляет относительно устойчивую общность, находящихся в деловом, дружеском, бытовом и идеологическом общении людей, объединенных общей, социально-значимой целью — излечением от алкоголизма.
Коллективная психотерапия больных алкоголизмом успешно осуществляется как при амбулаторном, так и при стационарном лечении.
И. И. Лукомский (1962, 1963, 1966) разработал метод коллективной воспитательной психотерапии, основанный на педагогических принципах А. С. Макаренко: использование коллективного труда как лечебного и реабилитационного фактора, в процессе которого формируются новые, правильные формы поведения.
Н. В. Иванов (1960, 1963) предложил строить коллективную психотерапию на основании углубленного изучения каждого больного с тем, чтобы при проведении коллективной психотерапевтической процедуры врач мог разъяснять больным отдельные моменты их переживаний и тем самым вызывать у них активную поддержку его психотерапевтической аргументации. На этих принципах нами разработана (Г. М. Энтин, 1968, 1972) простая, доступная любому врачу, в любых условиях (амбулаторных и стационарных) активирующая коллективная психотерапия, сущность которой состоит в том, что каждый больной во время психотерапевтической процедуры является не пассивным слушателем, а активным участником ее. (122)
Заключение:
Идею значимости личности и ее права на психологическую реабилитацию привели к новому осмыслению ряда проблем, среди которых наиболее значимой в настоящее время является проблема наркотизации общества. К настоящему времени найдены новые принципы и методы работы с «человеком зависимым», который должен превратиться из социального аутсайдера в «человека проблемного», но не потерянного для самого себя и общества.
Задачи лечения и реабилитации на всех трех ее этапах – восстановительном, реадаптационном и собственно реабилитационном, - только в том случае будут решены успешно, если врачу-наркологу помогают в этом другие специалисты, в первую очередь психологи, имеющие навыки психокоррекционной работы в наркологии и способные при необходимости использовать психодиагностические методики, позволяющие точнее определить личностные особенности больных, их реальные и потенциальные возможности, достижение длительных ремиссий, оценить эмоциональное состояние, объективизировать динамику лечебного процесса и прогнозировать успешность социально-психологической адаптации больных после прохождения курса лечения.
Формирование лечебной среды психологом наркологического диспансера будет эффективным при условии проведения индивидуального, группового и семейного консультирования больных, членов их семей и заинтересованных представителей общественности по различным медико-психологическим и социально-психологическим аспектам болезни, создание психотерапевтического сообщества больных и членов их семей, в котором формируются оптимальные способы социально-психологической адаптации разрешаются возникающие внутриличностные и межличностные проблемы. (81)