Введение:
Экономика любого государства - это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики.
Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны .
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, образовавшийся в результате создания предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы стали условием становления и развития малого предпринимательства - неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Сегодня становится все более ясным огромное значение сектора малых и средних предприятий в России. Его доля уже сейчас составляет, оценочно, не менее 90% по числу предприятий и 30-50% по занятости и производству продукции и услуг . Малое предпринимательство стало массовым явлением, обеспечивая решение как экономических, так и социальных проблем. Появление новых средних предприятий можно рассматривать как один из ключевых позитивных результатов реформ 90-х годов в России. Предприятия, которые начинались с нуля в конце 80-х годов, благополучно пережили 90-е и теперь достигли уже средних масштабов деятельности, представляют собой, возможно, стратегически наиболее важный сектор экономики.
Однако количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах, где на одну тысячу жителей приходится 20-25 человек, занятых в малом бизнесе. В России же этот показатель не превышает 5-6 человек. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий. Основной задачей теперь становится осознание этой новой роли сектора малых и средних предприятий общественным мнением, освобождение от искусственных ограничений, препятствующих дальнейшему развитию, и включение этого сектора в политический процесс на уровне, соответствующем его экономическому и социальному значению.
Глава 3:
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы . ООО "Меркурий" должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции. Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Рост выручки на 420 тыс.руб. за 3 года, отмеченный во второй главе обусловлен в большей степени инфляционными процессами в нашей стране и общим повышением цен. При этом, в натуральном выражении объем выпуска изделий практически не изменялся и составлял за период с 2005 по 2007 гг. порядка 70% от максимальной загрузки производства. На стадии завоевания рынков сбыта и налаживания партнерских отношений с покупателями продукции ООО "Меркурий" такая производственная политика более чем оправдана. Но со временем имеет смысл пересмотреть производственную программу в сторону наращивания объемов производства.
Дальнейшее продвижение на региональный рынок мешкотары требует увеличения объемов производства на 15%.
Заключение:
Торгово-производственное предприятие ООО "Меркурий", основанное в 2005 году, занимается производством и реализацией мешкотары различных типоразмеров. Технологический процесс включает купаж гранулята, первичного полипропилена и ряда добавок в миксере, экструзию полученной смеси в пленку, резку пленки на нити, плетение полотна различной ширины на ткацких станках, изготовление мешков. На ООО "Меркурий" трудится 60 человек. Тип организационной структуры управления ООО "Меркурий" можно определить, как линейно-функциональный.
За последние три года деятельность предприятия была эффективной и прибыльной. За анализируемый период активы предприятия выросли на 1.074,8 тыс.руб. (8,2%). Снижение балансовой стоимости основных фондов объясняется амортизацией и отсутствием закупок нового оборудования. Прирост объемов оборотных активов на 29% вызван выходом предприятия на проектную мощность – и как следствие необходимостью хранить на складах большее количество сырья и готовой продукции. Рост дебиторской задолженности на 29% вызван увеличением рынков сбыта и политикой предоставления клиентам ООО "Меркурий" коммерческого кредита в среднем 45 дней. Структурный анализ пассивов показывает снижение собственных средств в структуре капитала с 18,2% до 17,7% за период за счет увеличения сумм долгосрочных кредитов и займов. Общее снижение уровня кредиторской задолженности на 264,3 тыс.руб. (- 4,3%) свидетельствует о удовлетворительной и даже успешной кредитной политике предприятия. Замедление оборачиваемости средств замороженных в дебиторской задолженности, хотя и оправдано с коммерческой точки зрения (предоставление отсрочек платежа покупателям стимулирует спрос), негативно влияет на финансовое положение ООО "Меркурий", вызывая необходимость "брать короткие деньги" в банках под завышенный процент.
Оборачиваемость материально-производственных запасов за период снизилась в 1,35 раза. В 2005 г. запасы в среднем находились на складе 4 дня. К 2007 году этот показатель вырос до 5 дней.
Операционный цикл (как сумма оборачиваемости МПЗ и инкассации дебиторской задолженности) увеличился за анализируемый период на 14 дней (с 49 дней в 2005 г. до 62 дней в 2007 г.).