Введение:
В России сегодня происходят масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения беспрецедентны – ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.
Все многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов. Если научиться этими проектами управлять, а руководители, принимающие решения, будут прислушиваться к рекомендациям профессиональных управляющих проектами, можно утверждать, что рыночные реформы будут идти успешнее.
Вместе с тем понятно, насколько сложно разработать и реализовать на практике систему управления, адекватную жизненным реалиям.
Главные области изменений в сегодняшней России, являющиеся предпосылками применения и потенциальной сферой интересов управления проектами:
• формирование правовой системы регулирования экономики;
•изменение отношений собственности (акционирование, разгосударствление предприятий);
• демонополизация производителей различных товаров и услуг;
• изменение рынка – переход к относительному балансу спроса и предложения;
•изменение организационных форм, сопровождающееся децентрализацией управления;
• формирование рынков ценных бумаг, инвестиционных проектов, недвижимости, подрядных и других работ;
•создание рынка инвестиционных, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономической, управленческой, информационной, поддержки проектов;
•появление в инвестиционной сфере проектно-ориентированных структур, создаваемых на основе как государственных, так и частных предприятий и компаний;
•развитие новых информационных технологий.
Однако объективно возрастает сложность управления экономикой в связи с увеличением числа субъектов управления и усложнением их действий. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, реализуемых в минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В таких условиях требуется профессиональное управление проектами для достижения запланированных результатов, в заданные сроки, в рамках принятого бюджета.
Вместе с тем имеется ряд ограничений, существенно сдерживающих управление проектами: неустойчивое функционирование экономики, недостаточная политическая стабильность, резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности, относительно высокая инфляция, недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов.
Глава 4:
Теперь обозначим через S объем реализации и посмотрим при каком значении операционный CF типичного периода 2007г.(проект на продуктивной стадии, нет дополнительного влияния: НДС, выплат % и PR и налогового щита по %) будет равен 464417 $
(S – COGS – DA)*(1 – T) + DA = 464417;
(S - 842000 – 266000)*(1-0,24) + 266000 = 464417;
S = 1369075 USD.
S (изменение выручки)=((1369075-3698000)/3698000)*100% =
-63%, т.е. для того, чтобы проект стал нерентабельным необходимо, чтобы прогноз заложенный в маркетинг-плане оказался заниженным на 63%. Данный результат можно разложить на чувствительность к коэффициенту загрузки торгового комплекса и к ставкам арендной платы.
Обозначим через Ркрит. – критическое значение усредненных ставок арендной платы за кв. м в год. Составим уравнение:
(434,5- Ркрит)*8510=3698000 – 1369075, где Рср=434,5 USD/кв.м год.
Q=8510 кв. м – общая торговая площадь.
S=3698000 USD – годовой объем реализации.
Получаем Ркрит = 160,8 USD/кв. м год с учетом возмещения эксплуатационных расходов. Р = - 63%.
Расчет для загрузки торгового комплекса:
434,5*(8510 – Qкрит)=3698000 – 1369075, Qкрит=3150 кв. м, т.е. при заданном уровне арендных ставок загрузка комплекса на 37% является критической. Q = -63%.
Таким образом, можно сделать вывод, что проект достаточно устойчив по уровню арендных ставок и загрузке торгового комплекса.
Однако рассмотренный сценарий сильно упрощает реальную ситуацию и не учитывает влияние НДС, выплат % и основного долга по достаточно сложному графику, инвестирования авансовых платежей на конструктивной стадии проекта ( в 2003 году). Поэтому дополнительно проведем анализ чувствительности проекта в случае развития проекта по пессимистическому сценарию и дополнительно исследуем чувствительность проекта по показателям NPV и IRR в зависимости от снижения объема продаж используя метод рациональных диапазонов.
Таблица показателей проекта в случае пессимистического сценария (снижение объема реализации дополнительно на 10% в каждом периоде от базового сценария).
Заключение:
Рыночная ситуация для реализации проекта строительства торгового комплекса благоприятная, Современный, хорошо оборудованный торгово-развлекательный комплекс удачно дополнит перечень услуг, предоставляемых на выставке-ярмарке и позволит решить стратегические проблемы компании в среднесрочной перспективе по созданию вертикально интегрированной структуры с собственным производством, комплексом сбыта и продвижения продукции. Проектируемый торговый комплекс будет являться одним из основных источников дохода и финансирования перспективных проектов компании.
Выбранная компанией маркетинговая стратегия “price-marketing”, анализ рынка торговых помещений Москвы и существующих ставок арендной платы, а также прогноз динамики ставок аренды торговых площадей на период до 2005 года позволяют сделать вывод о реалистичности прогнозов предполагаемого дохода от эксплуатации торгового комплекса.
Конструктивная стадия проекта рассчитана на один год. Дата начала реализации проекта – I квартал 2003 г. Для реализации проекта компании потребуется финансовые средства в размере 6399000 USD. Из них 6378000 USD на капитальные вложения и 21 000 на формирование рабочего капитала в стартовом году. Последующий прирост рабочего капитала будет покрыт за счет доходов от проекта. Финансирование капитальных и инвестиционных затрат по проекту планируется осуществить:
1) за счет собственных средств в размере 1760000 USD, что составляет 27,5% от общего объема инвестиционных затрат по проекту;
2) валютного кредита в размере 3000000 USD сроком на 3 года под 14% годовых (47 % от общего объема инвестиций);